Тест полочной Hi-Fi-акустики средней ценовой категории. Акустическая система

Сам столкнулся с этой темой давно, но разобраться решил, когда начал серьёзно заниматься акустическими измерениями. Немного покапал в инете, немного пообщался с друзьями и в конце концов нарисовалась данная статья, которая надеюсь поможет в нашем непростом деле.

Импеданс – это комплексное (полное) сопротивление двухполюсника для гармонического сигнала, которое имеет активную и реактивную составляющие. Обычно импеданс акустических систем равен 4, 6 или 8 Ом. Импедансом так же называется отношение комплексной амплитуды напряжения гармонического сигнала, прикладываемого к двухполюснику, к комплексной амплитуде тока, протекающего через двухполюсник.

Пример импеданса акустической системы:

В отличие от резистора, электрическое сопротивление которого характеризует соотношение напряжения к току на нём, попытка применения термина электрическое сопротивление к реактивным элементам (катушка индуктивности и конденсатор) приводит к тому, что сопротивление идеальной катушки индуктивности стремится к нулю, а сопротивление идеального конденсатора - к бесконечности.

Сопротивление правильно описывает свойства катушки и конденсатора только на постоянном токе. В случае же переменного тока свойства реактивных элементов существенно иные: напряжение на катушке индуктивности и ток через конденсатор не равны нулю. Такое поведение сопротивлением уже не описывается, поскольку сопротивление предполагает постоянное, не зависящее от времени соотношение тока и напряжения, то есть отсутствие фазовых сдвигов тока и напряжения.

Было бы удобно иметь некоторую характеристику и для реактивных элементов, которая бы при любых условиях связывала ток и напряжение на них подобно сопротивлению. Такую характеристику можно ввести, если рассмотреть свойства реактивных элементов при гармонических воздействиях на них. В этом случае ток и напряжение оказываются связаны некой стабильной константой (подобной в некотором смысле сопротивлению), которая и получила название электрический импеданс (или просто импеданс). При рассмотрении импеданса используется комплексное представление гармонических сигналов, поскольку именно оно позволяет одновременно учитывать и амплитудные, и фазовые характеристики сигналов и систем.

В целом величина полного электрического сопротивления (импеданса) акустической системы ни о чем, связанном с качеством звучания того или иного изделия, покупателю не скажет. Производителем указывается этот параметр лишь, чтобы сопротивление учитывали при подключении акустической системы к усилителю. Если значение сопротивления колонки ниже, чем рекомендуемое значение нагрузки усилителя, в звучании могут присутствовать искажения или сработает защита от короткого замыкания; если выше, то звук будет значительно тише, нежели с рекомендуемым сопротивлением.

Если представить акустическую систему, как четырёхполюсник к входным клеммам которого подключен генератор сигналов, то в зависимости от частоты подаваемого сигнала и состава вашего фильтра + излучатель, импеданс будет изменяться. Изменение носит нелинейный характер и может быть в одной области частот ёмкостным, а в другой – индуктивным. Чем сложнее выполнен фильтр в вашей акустической системе, тем больше изменений в импедансе.

Сопротивление акустической системы зависит от частоты. Но при использовании усилителя с обратной связью по току – ИТУН (источник тока управляемый напряжением) или полу-ИТУН (в народе широко известен такой усилитель, как например MF 1), такой показатель, как зависимость от частоты, сама собой отпадает . Потому что уже нет зависимости от сопротивления на разных частотах, а это значит что ток, проходящий через катушку, уже не так изменяется. Он и работает только от того, что ток не превышает определённых значений. Но добавлю, что ИТУН и MF1 (полу-ИТУН) это не одно и то же, так как в ИТУНе есть только обратная связь по току, а в MF1 – комбинированная связь по току и по напряжению. Поэтому MF1 можно назвать «полу-ИТУН», так как он сочетает в себе комбинированную обратную связь.

Хочу обратить внимание на то, что ИТУН имеет небольшой подъём на высоких частотах , а связано это как раз с тем, что ток который проходит через катушку ВЧ динамика уже не «проваливается» и динамик играет как бы ровнее. Точно такой же эффект (поднятие высоких частот) присутствует и в MF1 всё по той же причине, а вот на НЧ уже сказывается меньше, таким образом, MF 1 более универсален в плане АС и комплексной нагрузки, относительно чистого ИТУНа.

А в случае с ИНУН (источник напряжения управляемый напряжением), которые и являются подавляющее большинство усилителей, может в момент низкого сопротивления создать такой ток, который выведет из строя выходной каскад вследствие перегрузки по току. В другом случае, если сопротивление будет слишком высоким, то будет провал в этой части АЧХ, что вместе с пиком (который возникает от низкого сопротивления) дадут большие искажения , причем в несколько раз.

Еще раз памятка тем, кто хочет создать самодельные АС или что-то доработать. Как минимум, для получения удовлетворительного результата, нужно иметь под рукой комплекс для этих измерений и хотя бы немного знаний в электротехнике .

Вывод . При создании, доработке или переделки акустических систем, отдельное внимание нужно уделять импедансу . Измерять его можно с помощью компьютера, несложной коробочке-приставки и такой программы, например как L spL ab, ну или как при замере параметров ТС, но в этом случае нужно иметь калиброванный (20 – 20000 Гц) милливольтметр. А также для уверенности использовать усилитель с обратной связью по току – ИТУН или полу-ИТУН, которым является всеми любимый и известный MF1 от Linkor.

Особую благодарность хочу сделать DTS у, в помощи по написанию статьи и решению некоторых нюансов. Ну а так как обычно, статью подготовил LDS , которая специально написана для сайта сайт .

  1. Вопрос о сопротивлении акустики, обсуждался уже многократно, но всё же я решил к нему вернуться, по причине отсутствия единого окончательного мнения на сей счёт! Итак, большинство современных усилителей (исходя из их описания) как правило расчитаны на работу с акустикой с сопротивлением 6 - 8 Ом. (8 Ом вроде как -стандарт). В то же время, масса акустики (особенно родом из 70х-90х) имеет номинал 4 Ома! Понятно что это именно "номинал", и что, по сути, это динамическая величина, но всё же...! "Тупо" по физике понятно, что с уменьшением сопротивления нагрузки, пропорционально возрастает ток и возникает риск сжечь усилитель. При всём, при этом, некоторые производители открыто заявляют о возможностях своих усилителей работать с акустикой почти с любым сопротивлением, а некоторые, напротив, предостерегают от использования колонок с несоответствующим импедансом! Есть же масса устройств, где данные условия вообще никак не оговорены! И как быть в этом случае, да и вообще, какова общая тенденция на этот счёт?
    Хочется понять раз и навсегда:
    1-можно ли смело подключать низкоомные колонки к любому усилителю (причём как к транзистору, так и к лампе)?
    2-категорически нельзя (и нужно всегда и строго соблюдать соответствие)?
    3-или же это "лотерея", и каждый отдельный случай - это отдельный риск (или его отсутствие)?
    Давайте обсудим!
  2. Тут все в принципе довольно банально и просто - при подборе усилителя к АС руководствоваться прежде всего Классом первого, а не ТТХ. Поясню.
    Если глянуть на схему бюджетного и дорогого усилителя, то в приципе никакой разницы нет - полный паритет... Так в чем подвох?
    В деталях и "запасе прочности" - бюджетные усилители расчитываются на среднюю громкость с возможностью кратковременных пиков, посему и БП, особенно трансформатор, реально меньшей мощности, чем сумма двух каналов + КПД. Выходные транзисторы и радиаторы соответственно тоже расчитываются на такой режим работы. У Любых транзисторов, особенно биполярных есть врожденное слабое место - площадь кристалла. Этот кристалл физически не в состоянии быстро отдать тепло в радиатор и при долговременной большой нагрузке банально плавится - пробой!
    В дорогом усилителе все делается с запасом - долговременная максимальная выходная мощность обоих каналов + КПД + 25%. Так же выходные транзисторы, радиаторы, провода, трансформаторы, электролиты... короче - ВСЁ!
    Все усилители, повторюсь - ВСЕ современные усилители (ламповые и каменные) расчитываются под ЛЮБУЮ нагрузку. Другой вопрос - какова чувствительность АС и каков класс усилителя в заданном обьеме помещения. Сопротивление АС может проваливаться до 3-х Ом, но при этом чувствительность 93Дб - ток не сильно большой даже для бюджетного усилителя. А вот если 85Дб - для той же АС нужен или в 4 раза более мощный бюджетный усилитель, или с той же мощностью (первононачальной для 93Дб), но более высокого класса (качество звука на данный момент не рассматриваем).
    Вот такая арифметика...
  3. Ну собственно, вывод снова получается увы неоднозначный! Типа - в теории всё можно, а на практике-фиг его знает! Просто полагаться только на цену и уровень производителя мне лично было страшновато! Для примера, скажем, не шибко дорогой NAD, тем не менее, смело указывает в мануалах к своим усилителям различные значения мощности при сопротивлениях от 8 аж до 2 Ом, тем самым подтверждая возможность работы их аппаратов с такой нагрузкой. В тоже время, например, в описании к моему Alchemist, который явно подороже и повыше уровнем, есть упоминание только о 8 Ом-ной нагрузке!
    Хочется прояснить ещё вот какой момент - не совсем понятна привязка чувствительности ко всей этой истории.
    Раз чувствительность, скажем не совсем "электрический" параметр, отражающий степень звукового давления, созданного динамиком на определённом расстоянии, при подведении 1 Ватта мощности, то причём тут ток?
    В моём понимании при подведении этого одного Ватта к акустике с разной чувствительностью, но одинаковым импедансом, изменится лишь, созданное ей звуковое давление, иными словами одна просто будет играть тише. Почему мы при этом говорим о возрастании тока?
    Ещё вопрос о лампе. Там зачастую просто есть набор выходных разъёмов под разное сопротивление нагрузки. Хотелось бы разобраться в принципах такого подхода.
  4. чувствительность, скажем не совсем "электрический" параметр
    Чувствительность - это КПД акустики. Чем ниже КПД, тем больше нужно тока для создания такого же зв. давления.
    вопрос о лампе. Там зачастую просто есть набор выходных разъёмов под разное сопротивление нагрузки
    Выходы 4-8-16 Ом - это по сути эквивалент автотрансформатора. Суть в том, что наименьшие искажения и наибольший КПД в линии передачи (электрический термин) в случае согласования выходного сопротивления усилителя и входного АС. Ламповые усилители обладают значительно большим выходным импедансом, посему и имеют секционированную выходную обмотку трансформатора.
    Кстати, некоторые фирмы делают один универсальный выход 6 Ом. Но как показывает практика - это все же компромисс и лучше такие усилители играют с высокоомной нагрузкой...
    в описании к моему Alchemist, который явно подороже и повыше уровнем, есть упоминание только о 8 Ом-ной нагрузке!
    Да очень много таких фирм - указывают оптимальную честную мощность. Нагрузка в реальности ВСЕГДА реактивная и частотнозависимая, посему ТТХ NAD - это лукавство. Берут активный резистор и меряют... это для любителей красивых цыфирей и картинок.
  5. Спасибо за пояснения!
    Про чувствительность значит мы говорили об одном и том же, но с разных сторон!
    С ламповым выходом теперь тоже всё ясно.
    В остальном же получается, что любые экперименты с подключением низкоомной акустики делаются на свой страх и риск!
    Не ясно тогда другое, раз такое количество преимущественно винтажной акустики имеет импеданс 4 Ом, усилители того времени были изначально рассчитаны на это? (Я просто не сильно знаком с такими усилителями)
  6. такое количество преимущественно винтажной акустики имеет импеданс 4 Ом, усилители того времени были изначально рассчитаны на это?
    Конечно. Критична не низкоомность как таковая, а чувствительность... Посему, всегда подбирается усилитель под чувствительность АС, помещение и жанры, а все остальное - для гурманства электронщиков...
  7. И каков же точный принцип подбора?(причём скорее наоборот, если подбираем акустику под уже имеющийся усь) Просто исходим из того, чем выше будет чуйка, тем меньше риск спалиться? Или же можно подойти к вопросу всё-таки с какими-то расчётами?
  8. И каков же точный принцип подбора?(причём скорее наоборот, если подбираем акустику под уже имеющийся усь) Просто исходим из того, чем выше будет чуйка, тем меньше риск спалиться? Или же можно подойти к вопросу всё-таки с какими-то расчётами?

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Ну да... Но, первично, определяемся с классом усилителя и АС - это важнее всех остальных параметров. А так -

  9. Таааак, чем дальше в лес, тем больше вопросов!

    В таблицу что-то никак не врублюсь! :-(Скажем Интересует уровень громкости около 80Дб(на расстоянии 1м как я понимаю), скажем акустика с чуйкой 91-95Дб. Из таблицы получаем что-то порядка 0.6 Ватта???
  10. Еще хочу добавить такой нюанс про наш слух. Мы слышим увеличение громкости в логарифмической последовательности. Если заметили, в журналах при замерах искажений и мощности шкала идет неравномерная 0,1-1-10-100... Так вот, разница на слух между 10 и 100 ваттами всего два раза... Это к слову о том, что лучше всего человек слышит в диапазоне 0,1-10 ватт (и почему этот диапазон очень популярен в ламповой технике), а потом теряет чувствительность к громкости...

  11. Таааак, чем дальше в лес, тем больше вопросов!
    Что следует понимать под классом усилителя и акустики?
    В таблицу что-то никак не врублюсь! :-(Скажем Интересует уровень громкости около 80Дб(на расстоянии 1м как я понимаю), скажем акустика с чуйкой 91-95Дб. Из таблицы получаем что-то порядка 0.6 Ватта???

    Нажмите, чтобы раскрыть...

  12. Хммм! Ну и можно тогда(для меня идиота) пример того как из этого всего сделать вывод о том какой усилитель выбрать!? И как это всё привязать к вопросу о 4 Омной акустике.
  13. Для начала - какая АС? комната... жанры...
  14. Ну как уже говорил скорее вопрос о подборе акустики к имеющемуся усилителю. Постараюсь описать что вообще обдумываю. Имеется ламповый однотактник, и последнее время пришёл к мысли собрать на его базе отдельный трактик, т.к. он хоть и душевно играет с моими Tannoy 638, но всё же не контролирует эту акустику так как это делает транзисторный Alchemist. Однотакт мастеровой, изначально расчитывался на акустику 8Ом, примерная расчётная мощность 5-6Вт, одна единственная пара акустических разъёмов. Соответственно решил к лампе подобрать чувствительную(скорее всего винтажную) акустику. Т.к. отдельного помещения для этого тракта просто нет, планирую несколько странный вариант. Этот комплект должен расположиться на моём рабочем месте(на столе у компа) и будет слушаться в непосредственной близости от акустики. (правда всё это всё равно будет находится в помещении площадью около 40м.кв.!) Таким образом акустика планируется полочная и не слишком большая.
    Начав изучать предложения на вторичке, столкнулся с тем что масса подобной акустики имеет сопротивление 4 или 6 Ом! Ну вот собственно и начались думы....
  15. Ах да, жанры... Ну тут почти всё может быть кроме тяжеляка, хотя преимущественно джаз, джаз-рок...

Представим себе человека, который интересуется музыкой, но никогда не обращал внимания на качество звука. И вот, наслушавшись о Hi-Fi и High-End-технике, он решает проверить лично, что же такое «настоящий звук». Денег у него, как правило, немного, да и жалко тратить, неизвестно пока на что. Как раз для такого человека будет очень полезен наш тест полочных АС, и как раз в этом ценовом диапазоне можно найти колонки, способные продемонстрировать настоящее Hi-Fi-качество звука. Да, придется сделать небольшую скидку на глубину баса. Но, с другой стороны, полочная акустика, как правило, лучше играет на малой громкости, чем напольная, да и разместить ее в комнате будет проще. Дюжина колонок - богатый выбор. Уверен, что среди них найдутся очень и очень достойные экземпляры.

Критерии оценки

Мы имеем дело с классическими «рабочими лошадками», и подход к тестированию вполне традиционный. АЧХ и КНИ покажут нам, насколько безупречно выполнена конструкция колонки с технической точки зрения. Вместе с конструктивными особенностями модели это составит оценку конструкции.
Прослушивание внесет свои коррективы и позволит выявить характер звучания АС. Хорошая глубина баса и при этом его высокое качество редко сочетаются в формате полочников, поэтому не будем подходить излишне строго к этому параметру. А вот наличие чистого и ровного верхнего регистра небольшим колонкам вполне под силу. Важность этого параметра чрезвычайна для натуральной, естественной подачи музыкального материала. Качественный звук на малой громкости также немаловажен и является показателем ровной, практически линейной динамики АС. Тембральная достоверность позволит насладиться полной красотой звучания каждого отдельного инструмента. Ведь музыкальные инструменты и созданы для того, чтобы наслаждаться их звуком, а не пытаться понять, что именно играет. Все это сложится в оценку звука. Последняя оценка обратно пропорциональна цене: выше цена - меньше оценка.

Acoustic Energy 301

Звук: 4
Конструкция: 4
Цена: 4
Достоинства:

- Высокая детальность
- Тембральная достоверность

Недостатки:
- Маловато воздуха

Разрабатывая серию 300, дизайнеры добивались визуального минимализма. Из внешнего вида исключены все мелкие детали вроде шурупов, креплений для гриля. Передняя стенка колонки отделана черным резиноподобным покрытием, сливающимся по цвету с диффузорами излучателей. Отделка колонок тоже минималистична - черный или белый лак. Модель 301 уместила в себе фирменный 28-мм твитер с матерчатым куполом и традиционный, хорошо узнаваемый СЧ/НЧ-динамик с диффузором из гнутого, усиленно анодированного алюминия диаметром 110 мм. Этот динамик - далекое наследие легендарных мониторов AE1.


Полочная акустика Acoustic Energy 301

Любопытно, что компания решила использовать щелевой порт фазоинвертора, вынесенный на переднюю панель. Удалось сэкономить размер колонки при удобстве ее размещения вблизи стенки.

Звук
Отсутствие сколь либо заметного окраса звука позволяет развернуться колонке и, даже играя довольно сдержанно, преподносить музыкальные композиции интересно. Хорошо различимы самые малые детали, а тембры очень близки к натуральным. Вся частотная шкала хорошо сбалансирована и по уровню, и по динамике - звучание целостное.

Разборчивость верхнего регистра неплохая, но ее немного не хватает для открытого звучания с достаточным количеством воздуха. На сложных композициях разборчивость музыкального материала снижается. На малой громкости характер звучания почти не меняется.

Измерения

АЧХ очень ровная. Спад в НЧ-область равномерный. Бас средней глубины. КНИ вполне низок вплоть до самой нижней границы и практически не зависит от уровня громкости. Импеданс нестабилен.

Bowers & Wilkins 685

Звук: 4

Конструкция: 5

Цена: 5

Достоинства:

- Просторное звучание

- Быстрый бас

Недостатки:

- Небольшое упрощение тембров

Модель представляет младшую линейку Bowers & Wilkins. Обладая лаконичным современным дизайном, линейка тем не менее унаследовала некоторые технологии от самих флагманов. Разумеется, это касается только недорогих и эффективных решений, таких как трубки Nautilus для твитера, кевларовых диффузоров и порта фазоинвертора с поверхностью мячика для гольфа. Твитер с алюминиевым куполом окружен специальным материалом, помогающим добиться объемности звучания. СЧ/ НЧ-динамик использует статическую пулю, чтобы сгладить отдачу на верхней границе частот.


Полочная акустика Bowers & Wilkins 685

Кроссовер модели минимизирован, насколько это возможно, - он первого порядка. Корпус АС отделан пленкой, а передняя панель покрыта приятным на ощупь бархатистым материалом.

Звук
Звучание модели открытое, светлое. Детальность на хорошем уровне. Бас собранный, быстрый. Локализация четкая. Впечатляющий динамический диапазон.

Тембры инструментов слегка упрощаются на средних частотах. При этом область верхнего регистра очень активна.

Она добавляет звучанию воздушности, простора. Модели присуща повышенная эмоциональность, выразительность.

Измерения

Заметны неравномерности в области 2,5 кГц и 6-7 кГц, которые пропадают при повороте колонки на 30°. Однако частотный баланс при этом немного смещается в НЧ-область. КНИ предельно низкий. Импеданс крайне нестабилен.

Canton Chrono 503.2

Звук: 4

Конструкция: 5

Цена: 5

Достоинства:

- Чистый верхний регистр

- Точная передача тембров

Недостатки:

- Бас слабоват на малой громкости

Chrono 503.2 - настоящая немецкая колонка: превосходное качество исполнения, 100-процентный контроль качества каждого экземпляра, Made in Germany. Несмотря на заявленную глянцевую отделку, колонка обклеена пленкой, и лишь передняя панель сделана глянцевой. Размер колонки не очень большой, но динамик удалось разместить впечатляющий - 180 мм. Разумеется, он оснащен традиционным для Canton алюминиевым диффузором. Подвес выполнен в форме волны для максимально линейного и длинного поршневого хода диффузора. Купол 25-мм твитера изготовлен из очень легкого, но прочного сплава алюминия и магния. Для надежности он защищен металлической решеткой. На днище предусмотрены два отверстия с резьбой для крепления на стойку или кронштейн.


Полочная акустика Canton Chrono 503.2

Звук
Музыкальный материал преподносится очень аккуратно. Частотный баланс почти идеален. Тембры инструментов передаются с высокой достоверностью, а мелкие детали не упускаются из вида. Повышенной эмоциональности не наблюдается, но благодаря широкому и ровному динамическому диапазону колонкам удается точно передавать музыкальную идею композиции. Бас собранный, аккуратный, точно на своем месте. Однако он не очень глубок, а на низкой громкости еще больше сдает свои позиции. Поначалу кажется, что высоких частот многовато, но они появляются ровно тогда, когда действительно нужно, и в нужном количестве. Верхний регистр очень чист, что, безусловно, оценят любители современной электронной музыки.

Измерения

Частотный отклик ровный, хотя довольно сильно зависит от угла прослушивания - направленность АС сравнительно узкая. КНИ очень низок, и заметен хороший запас на низких частотах. Импеданс нестабилен.

Chario Syntar 516

Звук: 3

Конструкция: 4

Цена: 4

Достоинства:

- Эмоциональная подача

- Четкая локализация

Недостатки:

- Упрощение тембров

Итальянская колонка выполнена в самом что ни на есть классическом дизайне с отделкой шпоном. Перед выпиливанием стенок корпуса плиты HDF отделываются с обеих сторон натуральным деревом. Это делает колонку более долговечной. Сборка и дальнейшая обработка корпуса производятся специалистами вручную в Италии. Готовые экземпляры тщательно тестируются на соответствие необходимым акустическим параметрам. Твитер модели Silversoft Neodium использует специальную мембрану, покрытую алюминиевым порошком, как и в колонках топовой линейки компании. Интересно, что на твитер отдана и значительная часть СЧ-диапазона - начиная с 1 кГц. Форму диффузора СЧ/НЧ-динамика, дважды выгнутую, конструкторы подбирали специально с учетом психоакустики и в течение месяцев исследований.


Полочная акустика Chario Syntar 516

Порт фазоинвертора оканчивается простым отверстием, вырезанным в днище асимметрично. Высокие резиновые ножки на днище корпуса позволяют порту работать достаточно эффективно.

Звук
В звучании колонок присутствует, с одной стороны, мягкость, неспешность, а с другой - очень четкий, активный верхний регистр. Тембральная картина слегка размывается, самые мелкие детали вуалируются. И между тем АС удается достаточно точно, эмоционально передавать настроение музыкальных композиций. Бас довольно глубок и немного превалирует в общей звуковой картине. При хорошей локализации музыкальной сцене не хватает ясности, прозрачности. Это более заметно на сложных композициях. На малой громкости бас ослабевает, но звучание остается достаточно динамичным и эмоциональным.

Измерения

Наилучшая АЧХ наблюдается на углу прослушивания в 30°. Неравномерность сравнительно неплохая, ровный спад на НЧ. КНИ достаточно хорош вплоть до самых низких частот. Импеданс сравнительно стабилен.

Dynaudio DM 2/7

Звук: 5

Конструкция: 5

Цена: 5

Достоинства:

- Тембральная достоверность

- Чистый верхний регистр

Недостатки:

- Строгость в подаче

Линейка DM - это начальный уровень акустики в терминах известной датской компании Dynaudio. Колонка оформлена во вполне узнаваемом стиле этой компании. Серая передняя панель специально делается толще, чтобы эффективно гасить резонансы корпуса. Сам корпус тоже тщательно заглушен и качественно отделан также традиционным шпоном. Фирменный твитер оснащен 28-мм куполом из текстиля, пропитанного специальным составом. Диффузор СЧ/НЧ-динамика штампуется из уже хорошо зарекомендовавшего магнийсиликатного полимера. Звуковые катушки драйверов наматываются на каптоновом основании легким алюминиевым проводом. Вместе с мощными магнитными системами это позволяет добиться замечательной динамики и чувствительности.


Полочная акустика Dynaudio DM 2/7

Особое внимание уделено максимальной линейности импеданса для минимизации зависимости колонок от усилителя.

Звук
Подача музыкального материала колонкой раскрепощенная, естественная. Отличное тембральное разрешение делает звуковую сцену очень правдоподобной. Хорошо просматривается пространственное размещение инструментов.

Бас плотный и хорошо оформленный. Верхний регистр чист и приятен на слух. Звучание отличается высокой детальностью и отсутствием окраса. На малой громкости АС играют столь же уверенно, как и на высокой.

Измерения

АЧХ вытянута в очень ровную полосочку с едва заметным перекосом в высокие частоты. Направленность широкая. КНИ низок и стабилен. Импеданс достаточно стабилен. Образцовые результаты.

Magnat Quantum 753

Звук: 5

Конструкция: 4

Цена: 4

Достоинства:

- Тембральная точность

- Чистая музыкальная сцена

Недостатки:

- Немного разреженное звучание

Основательно смотрится колонка из линейки Quantum 750 среднего ценового диапазона компании Magnat. Передняя стенка сделана толстой (40 мм), чтобы кардинальным образом бороться с резонансами корпуса. Солидный подиум толщиной 30 мм также подчеркивает основательность конструкции. Любопытно, что передняя панель и подиум отполированы до блеска, а остальная поверхность корпуса матовая. F-max твитер оснащен куполом из двойного текстильного компаунда и обладает расширенным рабочим частотным диапазоном. Диффузор СЧ/НЧ-динамика изготовлен из керамики/алюминия. Звуковая катушка хорошо вентилируема. Конструкция корзины динамика из алюминия оптимизирована для оптимального прохождения потока воздуха и снижения резонансов.


Полочная акустика Magnat Quantum 753

Порт фазоинвертора с большим рупором вынесен на заднюю стенку. Кроссовер оптимизирован по фазе и амплитуде сигнала и собирается из отборных высококачественных элементов.

Звук
Колонки играют эмоционально, динамично, быстро. При этом отлично передаются тембры инструментов, а музыкальная сцена не заслоняется посторонними призвуками - они чиста и глубока. Локализация источников звука превосходна. Детализация также на высоком уровне.

Уровня ВЧ хватает на открытое звучание с присутствием воздушности, и при этом верхний регистр очень аккуратный, ненавязчивый.

Бас средней глубины, собранный и быстрый. Немного не хватает телесности, плотности подачи. На малой громкости задор колонок теряется, эмоциональность притухает.

Измерения

Неравномерность АЧХ минимальна, но частотный дисбаланс в сторону ВЧ налицо. КНИ меняется в пределах 1% и заметно зависит от громкости, но явных резонансов не отмечается. Хороший запас КНИ по низким частотам. Импеданс нестабилен.

Martin Logan Motion 15

Звук: 4

Конструкция: 4

Цена: 3

Достоинства:

- Энергичная подача

- Быстрый и плотный бас

Недостатки:

- Слабы на малой громкости

Колонки притягивают взгляд своей изумительной натуральной отделкой и симпатичной черной стальной защитной решеткой. Крышка корпуса немного наклонена назад. Под решеткой еще один сюрприз - ленточный твитер (признак недешевого аппарата). Передняя панель колонки выполнена из анодированного черным цветом алюминия. В тон панели исполнен и диффузор длинноходного СЧ/НЧ-динамика - тоже из черного анодированного алюминия. Согласуются излучатели через кроссовер с улучшенной топологией, собранный на полипропиленовых конденсаторах и электролитах с низким коэффициентом потерь, а также вручную намотанных индуктивностях.


Полочная акустика Martin Logan Motion 15

В схеме предусмотрена термальная и токовая защита. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку. Корпус АС собран из плит MDF толщиной 19 мм.

Звук
Особенность колонок в том, что они совсем не любят играть на малой и средней громкости. В таком режиме работы от частотного диапазона остаются главным образом лишь СЧ, а динамика становится невыразительной.

С повышением громкости появляется быстрый упругий бас и довольно детальные верха. Однако нижняя середина все равно продолжает превалировать. Подача музыкального материала хлесткая. При этом, надо отдать должное, никаких посторонних призвуков не ощущается, даже наоборот - послезвучия порой пропадают даже там, где они должны были бы быть.

Модель склонна немного упрощать тембры инструментов. При этом очень хорошо слышен ленточный твитер, который придает характерный нежный окрас средневерхнему диапазону.

Измерения

Заметны неравномерности АЧХ в области ВЧ. Спад чувствительности в сторону НЧ довольно резкий. Направленность широкая. КНИ имеет небольшие подъемы в области СЧ, но тем не менее остается ниже 1%. Импеданс сравнительно стабилен.

MK Sound LCR 750

Звук: 5

Конструкция: 5

Цена: 4

Достоинства:

- Сфокусированный звук

- Хорошее тембральное разрешение

Недостатки:

- Не скрывают недостатков записи

Все акустические системы американской компании M&K Sound исполняются в черном цвете без каких-либо приукрашиваний. А главное украшение продукции - соответствие высочайшим стандартам воспроизведения звука. Серия 750 - компактный набор АС для создания домашнего кинотеатра. И самая большая колонка в серии (не считая сабвуфера) - модель 750 LCR. Колонка весьма необычная, особенно в рамках нашего теста. Во-первых, закрытое акустическое оформление снижает отдачу баса. Во-вторых, использование сразу двух СЧ/ НЧ-динамиков существенно расширяет динамический диапазон колонки. В-третьих, повернутая на 4,7° в сторону от слушателя панель твитера, вероятно, увеличивает и/или выравнивает дисперсию различных частот. Купол твитера выполнен из шелка, покрытого полимером.


Полочная акустика MK Sound LCR 750

Диффузоры динамиков полипропиленовые, с минеральным наполнителем. Особо отметим фазово-сфокусированный (Phase-Focused) кроссовер, существенным образом улучшающий почти все параметры колонки. На задней стенке предусмотрено множество отверстий с резьбой для разных вариантов крепежа АС.

Звук
Отличный контроль музыкального материала. Звучание почти мониторное, ровное. Все инструменты как на ладони: они четко определены и в пространстве, и тембрально. Ничего лишнего не вмешивается в общую музыкальную картину, все нюансы слышны отчетливо. А поскольку какой-либо эмоциональный окрас отсутствует, звучание АС не такое захватывающее, как у многих других моделей, и полностью зависит от самой музыкальной композиции.

Измерения

Неровности АЧХ колонки незначительны. Лучшие результаты дает поворот на 30°. КНИ очень низок и в сторону низких частот растет очень плавно, превышая 5% лишь на малой громкости. Импеданс достаточно стабилен. Очень достойные результаты.

PSB Imagine B

Звук: 5

Конструкция: 5

Цена: 3

Достоинства:

- Естественная передача тембров

- Ровная динамика

Недостатки:

- Ограничена область ВЧ

Линейку Imagine канадская компания PSB предлагает уже несколько лет. За это время она успела заработать награду Red Dot за дизайн и массу положительных отзывов различных экспертов. Корпус колонки представляет собой геометрическое пересечение нескольких эллиптических цилиндров. Все стенки - гнутые. И это создает ощущение основательности, прочности конструкции. Основательным выглядит и 25-мм твитер - купол из прочного титана, катушка охлаждается магнитной жидкостью, мощный неодимовый магнит. Диффузор СЧ/НЧ-динамика выполнен из полипропилена с глиняно-керамическим наполнителем (минеральным). Порт фазоинвертора выведен с тыльной стороны. Колонка качественно отделана натуральным шпоном.


Полочная акустика PSB Imagine B

Звук
Звук собранный и хорошо сбалансированный частотно. Прекрасная локализация и естественная передача тембров делают музыкальную сцену почти реальной, живой. Ровная динамика позволяет играть колонкам естественно, раскрепощенно даже на малой громкости. Музыкальная материя чиста. Немного ограничен ВЧ-диапазон, за счет чего отчасти теряется воздушность, переходя в камерность.

Колонки могут упускать самые мелкие детали, но при этом сохранять выразительность, сочность звучания. Бас хоть и не глубок, но очень хорошо оформлен. Весьма неплохи и средние частоты, тембрально насыщены и достаточно корректны.

Измерения

Очень ровная АЧХ измерена вдоль акустической оси. Разворот колонок в сторону от слушателя нежелателен - начинают сдавать ВЧ. КНИ стабилен и низок вплоть до нижней частотной границы. Импеданс стабилен.

Rega RS1

Звук: 5

Конструкция: 4

Цена: 4

Достоинства:

- Чистый верхний регистр

- Широкий динамический диапазон

Недостатки:

- Небольшой окрас звука

Английская компания Rega разработала и предлагает покупателям единственную серию колонок RS. Цель их создания - гармонично дополнить прочую звуковую технику, также разработанную в стенах Rega. Впрочем, колонки доступны для покупателей и отдельно от этой техники. Модель RS1 довольно компактна и, судя по весу, собирается из MDF небольшой толщины. Несмотря на это, исполнение АС на высоте, тут и аккуратная отделка шпоном, и строгий дизайн. Излучатели спроектированы инженерами Rega и собираются вручную в пределах самой компании. 19-мм твитер оснащен тыльной камерой особой формы для лучшего демпфирования звуковых волн с обратной стороны купола твитера. СЧ/НЧ-динамик с бумажным диффузором.


Полочная акустика Rega RS1

Ровная частотная отдача динамика позволяет легко интегрировать его с твитером, используя простейший кроссовер с хорошей фазовой синхронностью. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку.

Звук
Колонки передают тембры довольно точно, но за счет небольшого окраса музыкальная сцена становится чуть менее прозрачной. Совсем немного не хватает верхнего регистра, при этом он очень чист. Детали присутствуют, однако слегка вуалируются. Музыкальный материал подается размашисто, открыто

Бас вполне аккуратен, но ему иногда не хватает веса. Локализация источников звука несколько размыта.

Сложная музыка удается колонке несколько хуже - разборчивость звукового материала снижается. Однако, на малой громкости колонки играют весьма убедительно.

Измерения

Неравномерности АЧХ в области верхней середины и ВЧ формируют особый характер звучания АС. Ровнее колонки играют, если повернуты на 30°. КНИ нестабилен, но вполне низок, меньше 1%. Импеданс крайне нестабилен.

Triangle Color Bookshelf

Звук: 5

Конструкция: 4

Цена: 5

Достоинства:

- Открытый живой звук

- Точная передача тембров

Недостатки:

- Небольшой избыток баса

Очень симпатичные на вид колонки французского производителя Triangle исполняются в трех цветах лака - белый, черный и красный. Линейка Color выделяется ярким, жизнерадостным стилем среди всей продукции Triangle и занимает место линейки начального уровня.

Полочная модель использует твитер с титановой мембраной и СЧ/НЧ-динамик с бумажным диффузором. Вообще динамик довольно интересный, его подвес широкий, рифленый и в основе своей матерчатый. Бумажный диффузор покрыт специальным составом. Пылезащитный колпачок выполнен в виде пули. Конструкция кроссовера использует наработки от топовой линейки Magellan. Порт фазоинвертора находится на задней стенке колонки.


Полочная акустика Triangle Color Bookshelf

Звук
Звучание модели очень живое, натуральное. Тембральная достоверность очень высока. Подача звукового материала естественная и непринужденная.

Динамика удивительно точно повторяет живое выступление. Бас глубок и прекрасно оформлен. Иногда даже кажется, что его излишне много.

Музыкальная материя очень чиста и исключительно подробна. Никакие нюансы не ускользают из поля зрения колонок.

Они справляются с композициями любой сложности. Не теряется качество звука и на низкой громкости.

Измерения

Очевиден дисбаланс АЧХ в сторону ВЧ. Лечится, как обычно, - разворот АС на 30°. КНИ вполне низок, хотя на СЧ он ощутимо выше, но остается в пределах 1%. Высокая громкость вызывает чуть больше искажений в верхнем басу. Импеданс нестабилен.

Wharfedale Jade 3

Звук: 5

Конструкция: 5

Цена: 4

Достоинства:

- Хорошая детальность

- Четкая локализация

Недостатки:

- Чуть ослаблена динамика

Британская компания Wharfedale традиционно не жалеет ни сил, ни материалов даже на бюджетные линейки. И модель Jade 3 в очередной раз подтверждает это. В нашем тесте это самый большой и тяжелый полочник, и единственный 3-полосный. Корпус с гнутыми стенками - признак топовых линеек у многих прочих производителей, но не у Wharfedale. И форма корпуса, и дополнительные переборки делают корпус максимально акустически инертным, предотвращая нежелательный окрас звука. Высокие частоты берет на себя твитер с алюминиевым куполом. На границе 3 кГц его подменяет СЧ-динамик с диффузором из алюминиево-целлюлозного композита. И уже в районе 350 Гц инициативу перехватывает НЧ-динамик, оснащенный плетеным диффузором из смеси углеи стекловолокна. Комбинация таких материалов с плетеной структурой приближает диффузор к идеальному поршню, исключая проблемные резонансные явления, присущие металлическим диффузорам.


Полочная акустика Wharfedale Jade 3

Динамики работают в закрытом объеме. Кроссовер для колонки оптимизировался на компьютере для максимальной линейности передачи фазы сигнала.

Звук
Колонки Wharfedale звучат традиционно красиво. Все инструменты четко расставлены пространственно. Музыкальная сцена чиста и просторна.

Бас колонки подают аккуратно, ненапористо, будто боясь повредить баланс общей звуковой картины. То же самое можно сказать и про верхний регистр.

Интересно и благозвучно сочетается мягкость подачи музыкального материала с прекрасной детализацией звука. Кроме того, колонки очень неплохо играют и на малой громкости.

Измерения

АЧХ модели ровная, но на ВЧ ведущая себя своеобразно - спад и резкий подъем. Бас глубок. КНИ почти идеально ровный и предельно низкий. Очень солидный запас по низким частотам. Импеданс довольно стабильный.

Выводы

Надо отметить, что все менее интересно становится изучать результаты измерений колонок в нашей тестовой лаборатории. Практически все модели показали замечательно ровную АЧХ и очень низкий КНИ даже в области баса! Объясняется это тем, что практически уже все компании взяли на вооружение компьютерные средства моделирования, с помощью которых можно заставить звучать, пожалуй, все что угодно, что уже не раз доказывала нам, например, компания Boston Acoustics. Даже форма корпуса уже не играет столь существенной роли, главное - правильно рассчитать элементы демпфирования. Поэтому оценки за конструкцию у всех моделей либо хорошие, либо отличные.


Две модели из нашего теста нужно отметить особо. Это MK Sound LCR 750 и Dynaudio DM 2/7. Компании, их создавшие, изначально ориентированы на разработку профессиональной акустики и ведут эту линию даже в самых младших своих линейках. Основной принцип - максимальная точность передачи музыкального материала. И никаких украшательств. Эти две модели вполне отвечают этому принципу и, по сути, представляют собой мониторную акустику профессионального уровня, со всеми ее достоинствами и недостатками. Не всем слушателям это может понравиться именно по звучанию, точнее - по нейтральности звучания. Это продукт для особых знатоков и ценителей музыки или даже для домашней студии. Обе модели достойны приза симпатий.

Практически уже все компании взяли на вооружение компьютерные средства моделирования, с помощью которых можно заставить звучать, пожалуй, все что угодно

Если же говорить о красивом и комфортном звучании, то многие колонки нашего теста успешно справились с этим заданием. Аккуратность передачи тембров, точная локализация, аккуратный бас - все это присуще почти всем тестируемым АС. Разница лишь в характере звучания. И тут выбор оказался богат: в тесте можно найти и плотный, насыщенный звук (PSB Imagine B), и вальяжно утонченное звучание (Wharfedale Jade 3), и собранно аккуратную подача материала (Canton Chrono 503.2), и открытый воздушный образ (Rega RS1, B&W 685), и даже вызывающе агрессивный напор (Martin Logan Motion 15). Однако более всего хотелось бы выделить французские колонки Triangle Color Bookshelf. Практически любой музыкальный материал они превращают в праздник звука. Колонки умеют не упустить основной замысел произведения и при этом подать материал очень красиво, живо и динамично. Их очень приятно и интересно слушать. Модель Triangle Color Bookshelf получает звание победителя теста.



Акустическая система (Общие понятия и наиболее часто задаваемые вопросы)

1. Что такое акустическая система (АС)?

Это устройство для эффективного излучения звука в окружающее пространство в воздушной среде, содержащее одну или несколько головок громкоговорителей (ГГ), необходимые акустическое оформление (АО) и электрические устройства, как то переходные фильтры (ПФ), регуляторы, фазовращатели и т.п. Смотрите так же: на нашем сайте.

2. Что такое головка громкоговорителя (ГГ)?

Это пассивный электро акустический преобразователь, предназначенный для преобразования сигналов звуковой частоты из электрической формы в акустическую.

3. Что такое пассивный преобразователь?

Это такой преобразователь, который НЕ увеличивает энергию электрического сигнала, поступающего на его вход.

4. Что такое акустическое оформление (АО)?

Это конструктивный элемент, обеспечивающий эффективное излучение звука ГГ. Иными словами, в большинстве случаев АО - это корпус АС, который может иметь вид акустического экрана, ящика, рупора и т.д.

5. Что такое однополосная АС?

Фактически то же самое, что и широкополосная. Это АС, все ГГ которой (обычно одна) работают в одном и том же диапазоне частот (т.е.фильтрация входного напряжения при помощи ПФ, равно как и сами фильтры отсутствуют).

6. Что такое многополосная АС?

Это АС, ГГ которой (в зависимости от их числа) работают в двух или более разных диапазонах частот. Однако непосредственный подсчет количества ГГ в АС (особенно выпуска прошлых лет) может ничего не сказать о реальном числе полос, поскольку на одну и ту же полосу может выделяться несколько ГГ.

7. Что такое АС открытого типа?

Это такая АС, в которой влияние упругости воздуха в объеме АО пренебрежимо мало, а излучения передней и тыльной сторон подвижной системы ГГ не изолированы друг от друга в области НЧ. Представляет собой плоский экран или ящик, у которого задняя стенка или полностью отсутствует, или же имеет ряд сквозных отверстий. Наибольшее влияние на частотную характеристику АС с АО открытого типа оказывают передняя стенка (в которой смонтированы ГГ) и ее размеры. Вопреки распространенному мнению, боковые стенки АО открытого типа влияют на характеристики АС крайне мало. Таким образом важен не внутренний объем, а площадь передней стенки. Даже при сравнительно небольших ее размерах воспроизведение НЧ значительно улучшается. Вместе с тем в области СЧ и, особенно, ВЧ экран уже не оказывает существенного влияния. Существенным недостатком таких систем является их подверженность акустическому «короткому замыканию», которое приводит к резкому ухудшению воспроизведения НЧ.

8. Что такое АС закрытого типа?

Это такая АС, в которой упругость воздуха в объеме АО соизмерима с упругостью подвижной системы ГГ, а излучения передней и тыльной сторон подвижной системы ГГ изолированы друг от друга во всем диапазоне частот. Иными словами, это АС, корпус которой выполнен герметично закрытым. Преимущество таких АС в том, что задняя поверхность диффузора не излучает и, таким образом, акустическое «короткое замыкание» полностью отсутствует. Но закрытые системы имеют другой недостаток - при колебаниях диффузора он должен превозмогать дополнительную упругость воздуха в АО. Наличие этой дополнительной упругости приводит к тому, что повышается резонансная частота подвижной системы ГГ, в результате чего ухудшается воспроизведение частот, лежащих ниже этой частоты.

9. Что такое АС с фазоинвертором (ФИ)?

Стремление получить достаточно хорошее воспроизведение НЧ при умеренном объеме АО довольно хорошо достигается в так называемых фазоинверсных системах. В АО таких систем делается щель или отверстие, в которое может быть вставлена трубка. Упругость объема воздуха в АО резонирует на какой-то частоте с массой воздуха в отверстии или трубке. Эта частота называется резонансной частотой ФИ. Таким образом, АС в целом становится состоящей как бы из двух резонансных систем - подвижной системы ГГ и АО с отверстием. При правильно выбранном соотношении резонансных частот этих систем воспроизведение НЧ значительно улучшается по сравнению с АО закрытого типа с таким же объемом АО. Несмотря на очевидные преимущества АС с ФИ, очень часто такие системы, изготовленные даже опытными людьми, не дают ожидаемых от них результатов. Причина этого в том, что для получения необходимого эффекта ФИ должен быть правильно рассчитан и настроен.

10. Что такое bass-reflex?

То же самое, что ФИ.

11. Что такое кроссовер?

То же самое, что переходной или разделительный фильтр.

12. Что такое переходной фильтр?

Это пассивная электрическая схема (обычно состоящая из катушек индуктивности и емкостей), которая включается перед входным сигналом и обеспечивает то, чтобы на каждую ГГ в АС поступало напряжение только тех частот, которые они должны воспроизводить.

13. Что такое «порядки» переходных фильтров?

Поскольку никакой фильтр не может обеспечить абсолютного обрезания напряжения на заданной частоте, ПФ рассчитывают на определенную частоту разделения, за пределами которой фильтр обеспечивает выбранную величину затухания, выражаемую в децибелах на октаву. Величина затухания называется крутизной и зависит от схемы построения ПФ. Не углубляясь особо в подробности, можно сказать, что простейший фильтр - так называемый ПФ первого порядка - состоит всего из одного реактивного элемента - емкости (при необходимости обрезать НЧ) или индуктивности (при необходимости обрезать ВЧ) и обеспечивает крутизну в 6дБ/окт. Вдвое большую крутизну - 12дБ/окт. - обеспечивает ПФ второго порядка, содержащий по два реактивных элемента в цепи. Затухание в 18дБ/окт. обеспечивает ПФ третьего порядка, содержащий по три реактивных элемента и т.д.

14. Что такое октава?

В общем случае - это удвоение или ополовинивание частоты.

15. Что такое рабочая плоскость АС?

Это плоскость, в которой расположены излучающие отверстия ГГ АС. Если ГГ многополосной АС расположены в разных плоскостях, то за рабочую принимается та, в которой расположены излучающие отверстия ГГ ВЧ.

16. Что такое рабочий центр АС?

Это точка, лежащая на рабочей плоскости, от которой производится отсчет расстояния до АС. В случае однополосных АС за него принимают геометрический центр симметрии излучающего отверстия. В случае многополосных АС за него принимается геометрический центр симметрии излучающих отверстий ГГ ВЧ или проекций этих отверстий на рабочую плоскость.

17. Что такое рабочая ось АС?

Это прямая, проходящая через рабочий центр АС, и перпендикулярная рабочей плоскости.

18. Что такое номинальное сопротивление АС?

Это заданное в технической документации активное сопротивление, которым замещают модуль импеданса АС при определении подводимой к нему электрической мощности. Согласно стандарту DIN минимальное значение модуля импеданса АС в заданном диапазоне частот не должно быть менее 80% от номинального.

19. Что такое импеданс акустических систем (АС)?

Без углубления в основы электротехники можно сказать, что импедансом называется ПОЛНОЕ электрическое сопротивление АС (включая и кроссоверы, и ГГ), в состав которого в виде довольно сложной зависимости входит не только привычное всем активное сопротивление R (которое можно измерить обычным омметром), но также и реактивные компоненты в лице емкости C (емкостное сопротивление, зависящее от частоты) и индуктивности L (индуктивное сопротивление, также зависящее от частоты). Известно, что импеданс является комплексной величиной (в смысле комплексных чисел) и, вообще говоря, представляет собой трехмерный график (в случае АС он часто похож на «поросячий хвост») в координатах «амплитуда-фаза-частота». Именно по причине его комплексности, когда говорят об импедансе как о численной величине, говорят о его МОДУЛЕ. Наибольший интерес с точки зрения исследований представляют проекции «поросячьего хвоста» на две плоскости: «амплитуда-от-частоты» и «фаза-от-частоты». Обе этих проекции, представленные на одном графике, носят название «графика Боде». Третья проекция «амплитуда-от-фазы» носит название «графика Найквиста». С появлением и распространением полупроводников усилители звуковой частоты стали вести себя более менее как источники «постоянного» напряжения, т.е. они, в идеале, должны поддерживать на выходе одно и то же напряжение вне зависимости от того, какая нагрузка на него повешена, и какова потребность в токе. Поэтому если предположить, что усилитель, приводящий ГГ АС в движение, представляет собой источник напряжения, то импеданс АС четко покажет, каков будет потребляемый ток. Как уже было сказано, импеданс не только реактивен (т.е. характеризуется ненулевым углом сдвига фаз), но еще и изменяется с частотой. Отрицательный угол сдвига фаз, т.е. когда ток опережает напряжение, обусловлен емкостными свойствами нагрузки. Положительный угол сдвига фаз, т.е когда ток отстает от напряжения, обусловлен индуктивными свойствами нагрузки.
Каков же импеданс типичных АС? Стандарт DIN требует, чтобы величина импеданса АС не отклонялась от указываемого номинала более чем на 20%.Однако на практике все обстоит гораздо хуже - отклонение импеданса от номинала составляет в среднем +/-43%! До тех пор, пока усилитель характеризуется низким выходным сопротивлением, даже такие отклонения не привнесут каких либо слышимых эффектов. Однако как только в игру вводится ЛАМПОВЫЙ усилитель с выходным сопротивлением порядка нескольких Ом(!), результат может быть весьма плачевным- окраска звучания неизбежна.
Измерение импеданса АС является одним их наиболее важных и мощных диагностических средств. По графику импеданса можно очень много сказать о том, что представляют собой данные АС, даже не видя их в глаза и не слыша. Имея перед глазами график импеданса, можно сходу сказать, какого типа данные АС- закрытого (один горб в области баса), фазоинверторного или трансмиссионного (два горба в области баса) или же какой либо разновидности рупорных (последовательность равномерно разнесенных пиков). Судить о том, насколько хорошо будет воспроизводиться бас (40-80Гц) и самый нижний бас (20-40 Гц) теми или иными АС можно по форме импеданса в этих областях, равно как и по добротности горбов. «Седло», образованное двумя пиками в низкочастотной области, типичными для фазоинверторной конструкции, указывает на частоту, на которую «настроен» фазоинвертор, каковая обычно является частотой, на которой отдача НЧ ГГ падает на 6дБ, т.е. приблизительно в 2 раза. Из графика импеданса можно также понять, есть ли в системе резонансы, и каков их характер. К примеру, если проводить измерения с достаточным разрешением по частоте, то, возможно, на графике появятся своего рода «зарубки», свидетельствующие о наличии резонансов в акустическом оформлении.
Ну и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из графика импеданса, это то, насколько тяжела будет эта нагрузка для усилителя. Поскольку импеданс АС реактивен, ток будет либо отставать от напряжения сигнала, либо опережать его на фазовый угол. В худшем случае, когда фазовый угол составляет 90 градусов, от усилителя требуется выдать максимальный ток в то время как напряжение сигнала стремится к нулю. Поэтому знание «паспортных» 8 (или 4) Ом в качестве номинального сопротивления НЕ дает ровным счетом ничего. В зависимости от фазового угла импеданса, который будет на каждой частоте разным, те или иные АС могут оказаться тому или иному усилителю «не по зубам». Также очень важно отметить, что БОЛЬШИНСТВО усилителей НЕ кажутся нам не справляющимися с АС лишь потому, что на ТИПИЧНЫХ уровнях громкости, допустимых в ТИПИЧНЫХ домашних условиях, ТИПИЧНЫЕ АС НЕ требуют от ТИПИЧНОГО усилителя «пропитания» более чем всего несколько Ватт.

20. Что такое номинальная мощность ГГ?

Это заданная электрическая мощность, при которой нелинейные искажения ГГ не должны превышать требуемые.

21. Что такое максимальная шумовая мощность ГГ?

Это электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую ГГ длительно выдерживает без тепловых и механических повреждений.

22. Что такое максимальная синусоидальная мощность ГГ?

Это электрическая мощность непрерывного синусоидального сигнала в заданном диапазоне частот, которую ГГ длительно выдерживает без тепловых и механических повреждений.

23. Что такое максимальная кратковременная мощность ГГ?

Это электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую ГГ выдерживает без необратимых механических повреждений в течение 1с (испытания повторяют 60 раз с интервалом в 1 мин.)

24. Что такое максимальная долговременная мощность ГГ?

Это электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую ГГ выдерживает без необратимых механических повреждений в течение 1 мин. (испытания повторяют 10 раз с интервалом в 2 мин.)

25. При прочих равных, АС с каким номинальным сопротивлением является более предпочтительной -4, 6 или 8Ом?

Более предпочтительной в общем случае является АС с более высоким номинальным сопротивлением, поскольку такая АС представляет собой более легкую нагрузку для усилителя и, следовательно, гораздо менее критична к выбору последнего.

26. Что такое импульсная характеристика АС?

Это ее отклик на «идеальный» импульс.

27. Что такое «идеальный» импульс?

Это мгновенный (время нарастания равно 0) рост напряжения до некоторого значения, «застревание» на этом постоянном уровне на короткий промежуток времени (скажем, доли миллисекунды) и затем мгновенный же спад обратно до 0В. Ширина такого импульса обратно пропорциональна ширине полосы частот сигнала. Если бы нам захотелось сделать импульс бесконечно коротким, то для того, чтобы передать его форму в полной неизменности, нам потребовалась бы система с бесконечной полосой пропускания.

28. Что такое переходная характеристика АС?

Это ее отклик на сигнал типа «ступенька». Переходная характеристика дает наглядное представление о поведении всех ГГ АС во времени и позволяет судить о степени когерентности излучения АС.

29. Что такое сигнал типа «ступенька»?

Это когда напряжение на входе в АС мгновенно нарастает от 0В до некоторого положительного значения и остается таким продолжительное время.

30. Что такое когерентность?

Это согласованное протекание нескольких колебательных или волновых процессов во времени. Применительно к АС означает одновременность прихода сигналов от различных ГГ к слушателю, т.е. фактически отражает факт сохранности фазовой целостности информации.

31. Что такое полярность ГГ?

Это определенная полярность электрического напряжения на выводах ГГ, вызывающая движение подвижной системы ГГ в заданном направлении. Полярность многополосной АС определяется полярностью ее НЧ ГГ.

32. Что такое подключение ГГ в абсолютной положительной полярности?

Это подключение ГГ к источнику напряжения таким образом, что при подаче на нее электрического напряжения положительной полярности происходит выдвижение катушки из зазора магнита вперед, т.е. имеет место компрессия воздуха.

33. Что такое АЧХ АС?

Это амплитудно-частотная характеристика, т.е. зависимость от частоты уровня звукового давления, развиваемого АС в определенной точке свободного поля, находящейся на определенном расстоянии от рабочего центра (обычно 1м).

34. Что такое полярная характеристика?

Это графическая зависимость в условиях свободного поля уровня звукового давления (для данной полосы частот и расстояния от рабочего центра ГГ) от угла между рабочей осью ГГ и направлением на точку измерения.

35. На какие условные части разделяется частотный диапазон для удобства словесного описания?

  • 20-40Гц - нижний бас
  • 40-80Гц - бас
  • 80-160Гц - верхний бас
  • 160-320Гц - нижний мидбас
  • 320-640Гц - мидбас
  • 640-1.280Гц - верхний мидбас
  • 1.28-2.56кГц - нижняя середина
  • 2.56-5.12кГц - середина
  • 5.12-10.24кГц - верхняя середина
  • 10.24-20.48кГц - верх

36. Как называются переменные регуляторы, которые можно увидеть на некоторых АС?

Аттенюаторы. Иногда их называют акустическими эквалайзерами.

37. Каково назначение аттенюаторов?

В зависимости от градуировки - увеличивать и/или уменьшать напряжение, поступающее на ту или иную ГГ, что, соответственно, приводит к увеличению и/или уменьшению уровня звукового давления в определенном частотном диапазоне. Аттенюаторы не вносят изменений в форму АЧХ отдельных ГГ, но изменяют ОБЩИЙ вид АЧХ АС за счет «подъема» или «опускания» определенных участков спектра. В ряде случаев аттенюаторы позволяют в той или иной степени «адаптировать» АС к конкретным условиям прослушивания.

38. Что такое чувствительность АС?

Чувствительность АС часто и повсеместно путают с КПД. КПД определяется как отношение выдаваемой АС АКУСТИЧЕСКОЙ мощности к потребляемой ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ. Т.е. вопрос формулируется так: если я засажу в АС 100 электрических Ватт, сколько Ватт акустических (звуковых) я получу? А ответ на него - «немного, мало». КПД типичной ГГ с подвижной катушкой составляет порядка 1%.
КПД обычно дается в виде уровня звукового давления, создаваемого АС на заданном расстоянии от рабочего центра АС при подводимой мощности в 1 Вт, т.е. в Децибелах на Ватт на метр (дБ/Вт/м). Тем не менее, знание этой величины полезным никак не назовешь, поскольку определить, что такое для данных конкретных АС подводимая мощность в 1 Вт, крайне сложно. Почему? Потому что налицо зависимость как от импеданса, так и от частоты. Подайте на АС с импедансом 8 Ом на 1 кГц сигнал этой же частоты и уровнем в 2.83 Вольта, и да, вне всякого сомнения, вы запитаете АС мощностью в 1 Вт (по закону Ома «мощность» = «напряжение в квадрате» / «сопротивление»). И вот здесь всплывает большое «НО» - мало того, что импеданс АС непостоянен и зависит от частоты, на более низких частотах он может драматически снижаться. Скажем, до 2 Ом на 200 Гц. Запитав теперь АС все теми же 2.83 Вольтами, но на частоте 200Гц, мы тем самым потребуем от усилителя отдать нам в 4(!) раза больше мощности. Для одного и того же уровня звукового давления АС на 1 кГц оказываются работающими вчетверо более эффективно, чем на 200 Гц.
А почему, собственно, КПД вообще имеет значение? Если полвека назад аудиоинженеры были сильно озабочены проблемой передачи мощности(а инженеры-телекоммуникационщики заинтересованы в этом и по сей день!) то с приходом полупроводниковых устройств усилители звуковой частоты стали вести себя более менее как источники «постоянного» напряжения - они поддерживают одно и то же напряжение на выходе вне зависимости от того, какая нагрузка на него повешена, и каков потребляемый ток. Вот поэтому-то на передний план и выходит НЕ КПД, а ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ по напряжению, т.е. то, как громко играет АС при заданном напряжении на выходе усилителя. Чувствительность по напряжению обычно определяется как уровень звукового давления, развиваемого АС на расстоянии в 1 метр от рабочего центра АС при напряжении на клеммах в 2.83 Вольта (т.е. напряжении, необходимом для рассеивания 1 Ватта на 8-ми омном резисторе).
Преимущество указания чувствительности вместо КПД состоит в том, что она всегда остается постоянной вне зависимости от импеданса АС, поскольку предполагается, что усилитель всегда сможет обеспечить ток, достаточный для поддержания 2.83 Вольт. Чем ближе приближается модуль импеданса АС к оному чистого 8-ми омного резистора, тем выше степень эквивалентности этих двух критериев. Однако в случае, когда импеданс АС существенно отличается от 8Ом, польза от знания КПД сводится на нет.
Чувствительность АС по напряжению важна в частности при подборе пары «усилитель - АС». Если у вас есть усилитель мощностью в 20 Вт, вам лучше крепко подумать об АС с ОЧЕНЬ высокой чувствительностью, поскольку в противном случае громко музыку вам никогда не слушать. И обратно, если вы возьмете АС с достаточно высокой чувствительностью - скажем, 100 дБ/2.83В/м, то может оказаться, что и 5-ти ваттного усилителя вам хватит за глаза в том смысле, что тратить 10.000 $ на усилитель мощностью в 600 Вт при таких АС было бы швырянием денег на ветер.
Однако, не смотря на то, что всем совершенно очевидно, что чувствительность по напряжению является более чем важным параметром АС, многие люди все равно не хотят приводить ее как следует. Проблема заключается в том, что АС имеют тенденцию характеризоваться НЕровной АЧХ, а потому отыскание пикового значения среди всех ее горбылей и заявления из серии «Раз на этой частоте АС играет громче всего, значит, это и есть чувствительность!», является для маркетинговых отделов компаний, производящих АС, ВЕЛИКИМ ИСКУШЕНИЕМ.
Так какова же реальная чувствительность типичных АС? Оказывается, порядка 85-88 дБ/2.83В/м. Доля таких АС составляет около 40%. Любопытно, что АС с низкой чувствительностью (менее 80) - это в основном панельные АС всевозможных типов, а АС с высокой чувствительностью (более 95) - профессиональные мониторы. И это неудивительно. Достижение большой чувствительности требует героических усилий на инженерном поприще, что, разумеется, ВСЕГДА дорого обходится. А подавляющее большинство конструкторов АС стеснены рамками БЮДЖЕТА, что означает лишь то, что они ВСЕГДА будут искать компромиссы, экономя на размерах магнитов, форме подвижных катушек и диффузорах.
Также стоит отметить, что реально измеряемая чувствительность ВСЕГДА МЕНЬШЕ той, что указывается производителем в документах. Производители всегда слишком оптимистичны.

39. Нужно ли устанавливать АС на шипы?

Очень желательно.

40. Для чего нужны шипы?

Для того, чтобы максимально редуцировать передачу вибрации акустического оформления АС соприкасающимся с ним предметам (перекрытиям помещения, полкам, например). Эффект применения шипов основан на радикальном снижении площади контактирующих поверхностей, которая сводится к площади острий шипов/конусов. Важно понимать при этом, что установка АС на шипы НЕ устраняет вибрации корпуса, а лишь снижает эффективность их дальнейшего распространения.

41. Имеет ли значение место расположения шипов под АС?

Самой неблагоприятной опорой для АС является установка ее на 3 (три) металлических шипа/конуса, из которых один размещается посередине у задней стенки, а два остальных - под двумя передними углами. Такая постановка АС «дает волю» практически ВСЕМ корпусным резонансам.

42. Как минимизировать корпусные резонансы АС?

Самым ЛУЧШИМ способом СНИЖЕНИЯ корпусных резонансов АС, обусловленных тем, как и на что они установлены, является использование в качестве прокладки вибропоглощающего материала вроде плотного синтепона.

43. В каких случаях оправдано использование bi-wiring/bi-amping?

Bi-wiring НЕ имеет под собой физической основы и, как следствие, НЕ имеет НИКАКОГО слышимого эффекта, а стало быть, абсолютно лишен смысла.
Bi-amping бывает двух типов: ложный и грамотный. Посмотреть, что это означает, можно. Несмотря на существование физической обоснованности применения, эффект от bi-amping"а исчезающе мал.

44. Влияет ли внешняя отделка АС (виниловая пленка, натуральный шпон, порошковая краска и т.д.) на звук?

Нет, на звук НЕ влияет никоим образом. Только на ЦЕНУ.

45. Влияет ли внутренняя отделка (поролон, минвата, синтепон и т.д.) АС на звук?

Целью ЛЮБОЙ "набивки" АС чем-либо является стремление или необходимость подавлять стоячие волны, возникающие внутри любого акустического оформления, наличие которых может серьезным образом ухудшать характеристики АС. Поэтому все "влияние" внутренней отделки на звук сводится к тому, насколько хорошо эта отделка препятствует возникновению стоячих волн. Оценить наличие внутрикорпусных резонансов можно, например, по результатам измерения импеданса, проведенного с высоким разрешением по частоте.

46. Влияют ли на звук грили, а также другие декоративные обрамления передних панелей АС или же отдельных ГГ (например, металлические сетки)?

Строго говоря, ДА, влияют. И это можно в большинстве случаев воочию увидеть при измерениях. Вопрос лишь в том, можно ли это еще и услышать? В некоторых случаях, когда это влияние превышает 1дБ, его вполне возможно/реально услышать в форме некоторой "шероховатости" звучания, как правило, в области ВЧ. Влияние матерчатых "декораций" минимально. По мере повышения жесткости "декораций" (особенно касается металлических изделий) степень заметности увеличивается.

47. Есть ли реальные преимущества у колонок со скруглёнными углами?

Нет никаких.

48. Специальная форма пылезащитных колпачков на динамиках - необходимость или украшение?

Ответ может носить только предположительный характер. В наши дни, когда для наблюдения за "поведением" поверхности диафрагмы при возвратно-поступательном движении используется (или МОЖЕТ использоваться) лазерная виброметрия, вполне может быть, что форма колпачков выбирается НЕ случайным образом и НЕ для красоты, а для оптимизации работы диафрагмы в поршневом режиме. Кроме того, пылезащитные колпачки в ряде случаев способствуют выравниванию АЧХ (обычно в области 2-5кГц).

49. Что такое поршневой режим?

Это режим, при котором ВСЯ поверхность диффузора ГГ движется как одно целое.
Очень удобно пояснить это понятие на примере широкополосной ГГ. В области НЧ скорость изменения фазы сигнала в звуковой катушке меньше скорости распространения механического возбуждения в материале диффузора и последний ведет себя как единое целое, т.е. колеблется как поршень. На этих частотах частотная характеристика ГГ имеет гладкую форму, что свидетельствует об отсутствии парциального возбуждения отдельных участков диффузора.
Обычно разработчики ГГ стремятся расширить область поршневого действия диффузора в сторону ВЧ путем придания специальной формы образующей конуса. Для правильно сконструированного целлюлозного диффузора область поршневого действия может быть приблизительно определена как длина волны звука, равная длине окружности диффузора в основании конуса. На средних частотах скорость изменения фазы сигнала в звуковой катушке превышает скорость распространения механического возбуждения в материале диффузора и в нем возникают волны изгиба, диффузор уже не колеблется как единое целое. На этих частотах показатель затухания механических колебаний в материале диффузора еще недостаточно велик и колебания, достигая диффузородержателя, отражаются от него и распространяются по диффузору обратно в сторону звуковой катушки.
В результате взаимодействия прямых и отраженных колебаний в диффузоре возникает картина стоячих волн, образуются участки с интенсивным противофазным излучением. При этом на частотной характеристике наблюдаются резкие нерегулярности (пики и провалы), размах которых может достигать у не оптимально сконструированного диффузора десятка дБ.
На ВЧ показатель затухания механических колебаний в материале диффузора возрастает и стоячие волны не образуются. Вследствие ослабления интенсивности механических колебаний, излучение высоких частот происходит преимущественно областью диффузора, прилегающей к звуковой катушке. Поэтому для увеличения воспроизведения ВЧ применяют рупорки, скрепленные с подвижной системой ГГ. Для уменьшения неравномерности АЧХ в массу для изготовления диффузоров ГГ вносят различные демпфирующие (увеличивающие затухание механических колебаний) присадки.

50. Почему в большинстве АС вообще используется несколько ГГ (две или более)?

Прежде всего потому, что качественное излучение звука в различных частях спектра предъявляет слишком различные требования к ГГ, полностью удовлетворить которым одна единственная ГГ (широкополосная) не в состоянии уже хотя бы чисто физически (в частности см. предыдущий пункт). Одним из ключевых моментов является существенное увеличение направленности излучения любой ГГ с ростом частоты. В идеале ГГ в АС должны не только работать в поршневом режиме каждая, что, вообще говоря, влечет за собой резкое увеличение общего числа ГГ в системе (и, соответственно, увеличение числа переходных фильтров, что автоматически вызывает резкий рост сложности и стоимости изделия), но также характеризоваться всенаправленностью излучения, что возможно только при том условии, что линейный размер ГГ много МЕНЬШЕ длины волны излучения, которое она испускает. Только в этом случае ГГ будет отличаться хорошей дисперсией.
Пока частота достаточно низка, это условие выполняется, и ГГ является всенаправленной. С ростом частоты длина волны излучения уменьшается и, рано или поздно, становится СОПОСТАВИМА с линейными размерами ГГ (диаметром). Это, в свою очередь, приводит к резкому увеличению направленности излучения - ГГ в конце концов начинает излучать как прожектор, строго вперед, что совершенно неприемлемо. Возьмем для примера басовик-лопух диаметром 30см. На частоте 40Гц длина волны излучения равна 8.6м, что в 28 раз превышает его линейный размер - в этой области такой басовик является всенаправленным. На частоте 1.000Гц длина волны уже составляет 34см, что уже буквально СОПОСТАВИМО с диаметром. На этой частоте дисперсия такого басовика будет радикально хуже, излучение - предельно направленно. Традиционные двухполосные АС с частотой перехода в районе 2-3кГц - что соответствует длинам волн 11-17см - оснащаются басовиками с линейными размерами точно такого же порядка, что приводит к РЕЗКОМУ ухудшению полярной характеристики АС в указанной области, имеющей форму провала или ущелья. Провал обусловлен тем, что в то время как НЧ ГГ в данной области становится резконаправленной, пищалка (обычно диаметром 1.5-2см) в той же самой области является практически всенаправленной.
В частности именно поэтому хорошие ТРЕХполосные АС всегда ЛУЧШЕ хороших ДВУХполосных.

51. Что такое дисперсия?

В данном контексте то же самое, что "излучательная способность в различных направлениях".

52. Что такое диаграмма направленности?

То же, что полярная характеристика.

53. Что такое неравномерность АЧХ?

Это разность (выраженная в дБ) максимального и минимального значений уровней звукового давления в заданном диапазоне частот. Часто можно прочитать в литературе, что пики и провалы АЧХ уже 1/8 октавы не учитываются. Однако такой подход не является прогрессивным, поскольку наличие на АЧХ серьезных пиков и провалов (пусть даже узких) свидетельствует о недоброкачественном выполнении диффузора, о наличии в нем стоячих волн, т.е. о недоработке ГГ.

54. Почему головки в АС иногда включаются в различной полярности?

Поскольку переходные фильтры в ЛЮБОМ случае изменяют (или как еще говорят, вращают) фазу входного сигнала - чем выше порядок фильтра, тем больше фазовый сдвиг - то в ряде случаев ситуация складывается таким образом, что в зоне перехода сигналы от различных ГГ «встречаются» в противофазе, что приводит к серьезным искажениям АЧХ, носящим вид крутых провалов. Включение одной из ГГ в другой полярности приводит к тому, что фаза переворачивается еще на 180 градусов, что зачастую благоприятно сказывается на выравнивании АЧХ в зоне перехода.

55. Что такое кумулятивное затухание спектра (КЗС)?

Это совокупность осевых АЧХ АС, полученных с определенным временным промежутком при затухании поданного на нее единичного импульса, и отображенных на одном трехмерном графике. Поскольку, будучи электромеханической системой, АС является устройством «инерционным», то колебательные процессы продолжаются какое-то время и после прекращения импульса, постепенно затухая во времени. Таким образом, график кумулятивного затухания спектра наглядно показывает, какие области спектра отличаются повышенной пост-импульсной активностью, т.е. позволяет выявлять так называемые запаздывающие резонансы АС.
Чем «чище» выглядит график КЗС АС в области выше 1кГц, тем выше шанс того, что такие АС будут субъективно оценены слушателями как отличающиеся «большой прозрачностью», «отсутствием зернистости» и «чистотой звучания». И наоборот, АС, о которых говорят, что они звучат «зернисто» или «жестко», почти со 100% вероятностью характеризуются сильной «гребнистостью» графиков КЗС (хотя, конечно же, такие факторы как нелинейные искажения и нарушения частотного баланса тоже могут играть свою роль).

56. Как называются своеобразные рассекатели причудливой формы или геометрии, которые ставят поверх некоторых ГГ?

Фазовращатели, дефлекторы, акустические линзы.

57. Зачем применяются фазовращатели?

Во всяком случае не для красоты, а для предположительного улучшения дисперсионных характеристик АС.

58. Оказывает ли материал, из которого изготовлен диффузор ГГ (шелк, металл, бумага, полипропилен, кевлар, карбон, композит и т.д.), какое-либо влияние на звук?

В том смысле, что, может ли звук в зависимости от примененного материала быть «шелковым», «бумажным», «пластиковым», «металлическим» и всяким таким прочим, то ответ - НЕТ, НЕ может. Никакого влияния на звук в ПРЯМОМ смысле материал грамотно сконструированного диффузора НЕ оказывает. Так в чем же тогда смысл использования РАЗНЫХ материалов при изготовлении диффузоров? Смысл в том, что любой грамотный разработчик стремится, по сути, лишь к одной цели: использовать для производства диффузоров такой материал, который удовлетворял бы одновременно следующим требованиям: был бы жестким, легким, прочным, хорошо поддающимся демпфированию, недорогим и, главное, легко тиражируемым, особенно для целей массового производства. В контексте колонкостроения все перечисленные выше материалы (а также всевозможные остальные, не попавшие в список) отличаются друг от друга лишь только что перечисленными характеристиками и свойствами. А это отличие, в свою очередь, сказывается только и исключительно на подходах к снижению слышимой окраски звучания, появляющейся из-за резонансов, возникающих в диафрагмах.

59. Правда ли, что хороший, «настоящий» бас можно получить только на АС с большими басовиками-лопухами сантиметров по 30 в диаметре?

НЕТ, это - неправда. Количество и качество баса от размеров басовика зависят крайне мало.

60. В чем же тогда смысл больших басовиков-лопухов?

Большой басовик имеет бОльшую площадь поверхности и, стало быть, приводит в движение бОльшую массу воздуха, чем басовик меньшего размера. Следовательно, звуковое давление, развиваемое таким басовиком также больше, что напрямую сказывается на чувствительности - АС с большими басовиками, как правило, имеют очень высокую чувствительность (обычно выше 93дБ/Вт/м).

25.12.2005 Глобалаудио




Похожие публикации