Поисковая деятельность в доу. Поисковая деятельность дошкольников с участием родителей

На чтение 3 мин. Просмотров 2.6k.

Технологии детского экспериментирования в дошкольном учреждении зачастую направлено на интеграцию с различными сферами деятельности детей. Основой работы педагогов в этом направлении являются методы, которые усиливают развивающую функцию обучения.

Педагогический коллектив ставит перед собой цель решить в процессе организации поисково-исследовательской деятельности следующие задачи:

  • развить умение детей взаимодействовать с объектом, который исследуется, то есть вооружить их новыми способами познания окружающего мира;
  • развить познавательные психические процессы;
    сформировать четкие представления о многообразии мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Создание условий для развития исследовательских умений детей

В дошкольном учреждении создаются оптимальные условия для развития исследовательских умений детей, практического познания ими окружающего мира и упорядочения их представлений о явлениях, объектах окружающей среды и их взаимозависимость.

В каждой возрастной группе создаются уголки живой природы, оформляются центры воды и песка, где дети могут больше узнать о свойствах объектов природы.

Для воспитанников старших групп создаются уголки экспериментирования, в которых размещены разнообразные материалы и оборудование для опытов. Здесь есть все необходимое для приобретения детьми собственного познавательного опыта.

Кроме оборудования для специальных уголков, в каждой группе воспитатели изготавливают дидактические игры и пособия из остаточных и природных материалов для проведения индивидуальной работы.

Формы организации и методика проведения поисково-исследовательской деятельности

Технологии детского экспериментирования воспитатели используют во всех видах детской деятельности. Основой работы являются занятия комплексного типа, на которых большое внимание уделяется решению проблемных задач как: «Как вы считаете, почему…», «Как доказать что…», «Что получится, если…» и тому подобное. Это дает возможность детям лучше понимать причинно-следственные связи в окружающей среде.

Так, развивая коммуникативно-речевые способности детей, педагоги предлагают воспитанникам использовать соответствующую карточку-схему, осуществить воображаемое путешествие к какому-либо объекту природы, а затем составить рассказ от его имени.

Нравится детям такая форма работы, как «Аукцион идей». Во время проведения такого аукциона дети описывают характерные особенности предложенного объекта или материала и оценивают их с точки зрения практического применения человеком в настоящем времени и в будущем.

Реализуя задачу по формированию элементарных математических представлений, воспитатели учат детей считать, измерять, сравнивать. Ведь владение математическими операциями дает детям возможность сознательно и планомерно проводить эксперименты и самостоятельно анализировать их результаты.

Наибольшей результативности поисковая исследовательская деятельность дошкольников достигает во время реализации проектов. Педагоги могут создать ситуации успеха для каждого малыша благодаря дифференцированному подходу к проведению экспериментальной деятельности.

Для самоутверждения детей очень важно поддержать инициативу и активность каждого воспитанника и наполнить его жизнь яркими впечатлениями и открытиями. Так, например, в процессе реализации проекта «Чудо-овощи» с помощью интересных опытов, наблюдений дети знакомятся с особенностями определенных овощей, их лечебными свойствами, учатся практически использовать приобретенные знания.

Во время презентации результатов проекта каждый ребенок представляет изготовленный вместе с родителями макет «Овощи в нашей жизни».

В ходе поисково-исследовательской деятельности воспитатели, взаимодействуя с детьми, всегда опираются на их непосредственный опыт, обогащают его, побуждают малышей к активному познанию мира.

Педагоги не сообщают детям готовые знания и не предлагают способы действия, а создают проблемные ситуации, решая которые, дети активизируют свой предыдущий опыт и обогащают его новыми знаниями и умениями.

Полученные во время поисково-исследовательской деятельности знания дети закрепляют в течение года в игровой, театральной, изобразительной деятельности.

Комплексное использование детского экспериментирования в различных сферах жизнедеятельности дошкольников дает возможность максимально реализовать потребность наших малышей в новых впечатлениях, знаниях, самоутверждении.

В ходе проведения реформирования системы образования, в настоящее время большое внимание уделяется реализации Суть заключается в том, что ребенок является полноправным, активным участником воспитательно-образовательного процесса.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. В условиях огромного информационного потока, доступности всевозможных ресурсов и легкости нахождения решения какой-либо проблемы, ребенок должен хотеть познавать новое.

Дошкольников - естественное состояние детей. Вспомните себя в детстве - быть может, кто-то разбирал родительские часы, пытаясь понять суть механизма. Маленький исследователь с отверткой в руках - закономерное и нормальное явление для детей как школьного, так и детсадовского возраста.

Создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие. Опытный педагог знает и понимает, что не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

Многие отечественные психологи склоняются к мысли о том, что исследовательская деятельность - это высшая форма развития познавательной активности, когда ребенок не хаотично пытается понять, что как устроено, а целенаправленно, пытаясь планировать результат, идет к намеченной им цели.

Структура поисковой деятельности представлена следующим образом:

Переданная от взрослого или выдвигаемая самими детьми задача, требующая решения;

Анализ условий, способствующих решению поставленной задачи (данная операция может быть выполнена детьми как самостоятельно, так и с помощью взрослого);

Выдвижение гипотез о возникновении задачи и способов ее решения;

Выбор способов проверки и непосредственно сама проверка способов решения задачи;

Выводы, итоги, анализ;

Новые задачи и их обсуждение.

Исследовательская деятельность осуществляется по следующему алгоритму:

Формулирование проблемы;

Определение темы, постановка цели и задач;

Выдвижение гипотезы;

Разработка плана действий;

Непосредственное проведение опыта для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы;

Анализ реализованных мероприятий, выводы, дальнейшая разработка путей решения проблемы.

Исследовательская деятельность школьников и дошкольников, впрочем, как и всех людей, предполагает действие по вышеописанному алгоритму.

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Так, в игровой форме (а ведущим в данном возрасте является игра), развивается мышление. Главная задача взрослого - попытаться заинтересовать ребенка необычным опытом или эффектом, дать возможность провести эксперимент самому дошкольнику.

Кривошеева Ирина Владимировна
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В связи с этим с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провели диагностику, используя методику «Выбор деятельности» Людмилы Николаевны Прохоровой. Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Результаты показали, что можно выделить 3 группы детей по уровню сформированности детского экспериментирования.
В первую группу вошло 5 детей, что составляет – 20 % . Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы.
Ко второй группе относятся 13 детей - это 52 %. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам.
И в третьей группе 7 детей – это 28 %. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки взрослого. Принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для эксперимента. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников.
Причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
1. Познавательный интерес неустойчивый;
2. Не всегда дети видят проблему;
3. Малоактивны в выдвижении идей;
4. Стремление к самостоятельности не выражено;
5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Исследователь Павлов И.П. считал, наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.
Опытно – экспериментальная деятельность тесно связана с разными видами деятельности. Одной из которых является труд.
Он может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: « Отвечай быстро», "Когда это бывает", «Кузовок », " Кто больше назовет предметов ", " Что, где растет? " Такие игры помогают в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Закончи предложение»" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Также экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности используем эксперименты и опыты с неживой природой, знакомим детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха и т.п. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулом, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться.
В связи с этим оформлена мини - лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
возрастные особенности детей
доступность расположения

В лаборатории имеется разнообразное оборудование:
Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.

Постепенно с помощью родителей пополняем «лабораторию» новыми материалами для опытов, поддерживаем интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем следующие формы работы:

* познавательные занятия;
* беседы;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;
* эксперименты и опыты;
* использование мультимедиа, видео-слайдов;
* фотосессии;
* картотека опытов;
* конкурсы, праздники и развлечения.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Формы работы с родителями вы видите на экране одно из которых является анкетирование

Оформление наглядности;
групповые родительские собрания;
«Дни открытых дверей»;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
Рубрику в родительском уголке «Спрашивайте! Отвечаем!»;
Картотека «Опыты»
организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
Анкетирование.

Анкета для родителей:
1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома?
Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с
вами своими открытиями?

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы. Нами был разработан проект «Детское экспериментирование – юный исследователь»

Проект «Детское экспериментирование – юный исследователь»
Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Средства: поисковые действия
Вид проекта: Групповой
Условия: постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель нашего проекта:
- Развивать познавательные способности детей посредствам опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Вызывать желание к поисковой деятельности.
Методы обеспечения:
Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты:
случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты.
Проведение опытов (практических).
Беседы (конструктивные).
Подготовительный этап:
Подготовка материала для деятельности детей
Подбор детской и научной литературы.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно используем, являются опыты. Их проводим как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах.
При ознакомлении детей с объектами неживой природы нами был разработан перспективный план, который мы поделили на семь блоков:
1. Камни.
2. Почва.
3. Песок, глина.
4. Вода.
5. Воздух.
6. Бумага
7. Мир ткани
При знакомстве с камнями было проведено ряд занятий. Одним из которых является познавательное «Удивительные камни», где дети вспомнили сюжет сказки Бажова «Малахитовая шкатулка», посмотрели слайд- шоу о местонахождении камней, проводили опыты. А дома вместе с родителями изготовили различные поделки из камней.
В блоке «Почва», мы рассматривали землю через лупу, беседовали как она влияет на рост растений и в группе организовали мини-огород, где наблюдали за ростом растений.
В блоке «Песок, глина» - рассматривая их через лупу, обнаружили что песок состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. А мокрая глина имеет свойства - вязкости.
При ознакомлении со следующим блокам «Вода» проводили опыты: "Наливаем - выливаем", «Закрасим воду», "Превращение воды в лёд," «Тонет- не тонет» и др.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Выявили, что вода – является жидкостью, не имеет запаха, цвета, формы, может замерзать.
Эти опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение общаться и находить пути решения проблемных ситуаций.
Ожидаемый результат нашего проекта:
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий. Результатом реализации проекта «Детское экспериментирование – юный исследователь» является приобретенный детьми опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширения словарного запаса и обогащения речевого общения на основе культурных норм.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность»
Л.С. Выготский

Делает обобщения.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

1 Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования - манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

2. Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Исследовательский подход к обучению представлен, в частности, в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения, как обучения, при котором ребенок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

Предлагает возможные решения;

Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

Делает выводы в соответствии с результатами проверки;

Применяет выводы к новым данным;

Делает обобщения.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности - детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает - ребенок осуществляет его самостоятельно.

Как у взрослых, так и у ребенка экспе­риментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, уста­навливает практические связи между собственными действиями и явлениями окру­жающего мира, совершает своего рода от­крытия. Открытия эти ведут к перестрой­ке как самих действий, так и представле­ний об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент са­моразвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, ко­торые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, болеесложные преобразо­вания. Экспериментирование стимулиру­ет к поискам новых действий и способст­вует смелости и гибкости мышления. Са­мостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышле­ния готовыми схемами действия.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы по­казать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы сти­мулировать его интерес к предметам, про­буждать любознательность и познаватель­ную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригу­ющих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность опе­рировать ими, открывать их новые свойст­ва стимулирует, в свою очередь, самостоя­тельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познаватель­ную активность, должны обладать следую­щими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределен­ными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых по­знавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предме­та. Кроме того, незнакомые и неопределен­ные предметы вызывают у ребенка любо­знательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не свя­занный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребен­ку, чем больше в ней разнообразных вос­принимаемых деталей, тем больше вероят­ность того, что она вызовет различные ис­следовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развер­нул исследовательское поведение, необхо­дим оптимальный уровень сложности объ­екта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной ак­тивности. Оптимален такой уровень слож­ности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и по­нятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, про­тиворечивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки долж­ны сочетаться с новыми и неожиданными.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации.

1. Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность, направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельными в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В группе приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Учебно-методическое пособие

Поисково-исследовательская деятельность с детьми в ДОУ

Гросс Эльвира Николаевна,
воспитатель1 категории ГБДОУ д/с№41
Красносельского района Санкт-Петербурга,

Актуальность проблемы . Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему, чем живёт общество. Ребёнок пытается понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное - речи: умению размышлять, рассуждать и анализировать.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира и эта особенность у них заложена от природы. В своё время И.М.Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Поисково-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребёнка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В наше время в вопросе воспитания и обучения детей изменился социальный заказ: вчера нужен был «исполнитель», а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований и строиться как самостоятельный творческий поиск.

Работа педагога в проблемном обучении заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид поисково-исследовательской деятельности: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

Он выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности:

1. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Вначале ребёнок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. в этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

2. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определённому алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее им определили.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгруппой и индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребёнка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребёнок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения. Поэтому поисково-исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребёнка с взрослым и другими детьми в группе.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в тёплый и холодный период. Особое внимание уделяется тёплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие капельки».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Актуальность. Поисково-исследовательская деятельность у старших дошкольников, наряду с игрой является ведущей деятельностью ребёнка. Для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Цель: развитие познавательного интереса к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Задачи:

Образовательные:

Ø Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

Ø Расширить представления детей о значении воды для жизни человека;

Ø Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.

Развивающие:

Ø Развивать мыслительные операции: анализа, синтеза, классификации и т.д. в процессе познания природной картины мира;

Ø Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать правильность своего мнения.

Воспитательные:

Ø Воспитывать бережное отношение к воде;

Ø Формировать осознанно-правильное отношение к деятельности человека;

Ø Подвести детей к пониманию «единство человека и природы».

Предварительная работа:

Чтение стихотворения о воде. Рассматривание иллюстрации на тему «Вода», схемы «Круговорот воды в природе», глобуса. Чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии по заданной теме. Наблюдения за осадками в природе во время прогулок. Беседы о правилах поведения у водоёма, пользования водой.

Материалы для экспериментирования:

Электрический чайник, холодное стекло, вода, ёмкости для воды разной формы, иллюстрации на тему «Вода», схема-иллюстрация «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица, раздаточный материал для детей.

Ход деятельности:

Сегодня мы с вами поговорим о природном богатстве. О чём пойдёт речь, вы узнаете выполнив задание.

Шифрограмма «Вода».

На ковролине располагается шифрограмма, состоящая из 4 пустых клеток. Под каждой клеткой находится картинка. Детям необходимо из названия картинки выделить звук: из названия 1 картинки - 1 звук (вишня); из названия 2 - 2 звук (кот) и т.д. В результате складывается слово «вода».

Правильно - это вода, одна из самых главных богатств на нашей планете. Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды - водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Дети, посмотрите пожалуйста на глобус. Здесь мы видим, что большая часть суши омывается океанами и морями. Поэтому наша Земля называется голубой планетой.

Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.

- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках?

В морях и океанах вода солёная, она не пригодна для питья. В реках и озёрах, прудах вода пресная. После очистки её используют для питья.

- Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистных сооружений).

Наш город большой, чистой воды ему требуется много. Поэтому из рек мы берём тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?

Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.

Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.

Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар).

Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

В-ль: Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя.

В-ль: Вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе»). Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Физкультминутка:

Развитие координации речи с движением

В морях и реках обитает (волнообразные движения руками ).

Но часто по небу летает (движения скрещенными кистями рук ).

А наскучит ей летать (взмахи руками - опускают вниз ).

На землю падает опять.

В-ль: А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе .

Проводится тренинг:

Стоит ваза с шариками.

В-ль: Представьте, что это родник. Возьмите каждый столько шариков, сколько хотите. Посмотрите, родник иссяк. Какой вывод мы с вами из этого делаем? Что мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.

А сейчас мы с вами вспомним правила пользования водой.

Правила пользования водой:

1. Закрыть кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струёй.

3. Набирать столько воды, сколько необходимо.

В-ль: Нам всем нравиться отдыхать у водоёма. Но всегда ли мы правильно ведём себя, находясь у воды? Сейчас мы с вами увидим, как человек может загрязнить воду. Представьте себе такой случай. Водитель помыл машину в реке. В воду попал бензин и смазочные масла. Отдыхающие бросили консервные банки, бутылки, арбузные корки. Как будут чувствовать себя рыбы и другие существа в такой воде? (Ответы детей).

В-ль: Можно ли купаться в такой воде? (Ответы детей). Правильно ребята, такая вода опасна для здоровья.

Правила поведения у водоёма:

2. Нельзя купаться в грязной воде, в незнакомом месте.

3. Не ловить обитателей водоёма.

4. Не рвать водные цветы.

Подведение итогов деятельности. Уточнить, что каждый ребёнок познал для себя нового.

Используемая литература:

Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2007;

Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. - «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения»;

Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. - М.: Просвещение, 1988г.;

Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк - М.: Воронеж, 2003г;

Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. - М.: Педагогика, 1995г.;

Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3;

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: «Аркти», 2004г.

Похожие публикации