Креативные методы генерации идей. Бихевиоризм

Это краткосрочный вариант когнитивно-поведенческой терапии в среднем 6-12 сессий. Главный фокус направлен на ограниченное число проблем пациента. Специфика лечения требует ограничения количества сессий в связи с этим пациент должен быть мотивирован, усердным и использовать дополнительные материалы для чтения (библиотерапия) и выполнять домашние задания для оказания помощи себе и росту терапевтического эффекта.
BRIEF-СВТ может варьироваться и проектироваться в зависимости от проблемы пациента.
Психотерапевт гибко определяет длительность и программу лечения в зависимости от актуальной проблемы пациента. Краткосрочная форма терапии может использоваться как дополнительный стимул для пациентов и психотерапевтов для эффективности и результативности лечения . Тем не менее точная продолжительность лечения, вероятно будет определяться множеством факторов.
Психотерапевт жестко не придерживается определенному расписания прогресса терапии, наоборот психотерапия должна строиться более гибко и адаптивно для пациента. Например, часто бывает полезно работать в рамках ограниченных сессий , где пациент проходит 5-6 сессий активного лечения , за которым следует одна или более последующих сессий, которые проводятся с длительным интервалом после активной фазы лечения (например раз в 2 недели, далее 1 раз в 3-4 недели).
Некоторые проблемы пациентов подходят для лечения в рамках BRIEF-КПТ. На рис. 1, мы приводим проблемы пациентов, которые могут и не могут быть решены с помощью данного вида терапии.

Рис. 1 Примеры пригодных и непригодных проблем для BRIEF-КПТ
Данные проблемы поддаются BRIEF-КПТ и включают не только лечение тревожных и депрессивных расстройств. Она может быть использована для решения задач, нацеленных на конкретные симптомы (например, депрессивное мышление) или изменения образа жизни (например, решение проблем, релаксацию).
BRIEF-КПТ особенно является полезной в условиях первичной медицинской помощи для пациентов с тревогой и депрессией связанные с ухудшением качества жизни. Пациенты обращаются к врачу часто с острой проблемой психического здоровья и на месте врачу требуется разрабатывать стратегии выхода из этой проблемной ситуации.
BRIEF-КПТ может быть использована для повышения регулирования проблем самим пациентом.
Проблемы, которые могут быть рассмотрены в первичной медицинской помощи с применением данного вида терапии включают, но не ограничиваются диетой, физическими упражнениями, соблюдением приема лекарств, проблемами психического здоровья. Основное направление - это вектор как справиться с дискомфортом и последствиями болезни (хронической болезни) .
Пограничные личностные расстройства и антисоциальное расстройство личности, как правило, не подходят для BRIEF-КПТ из-за распространенных социальных, психологических и проблем взаимоотношения пациентом c этим расстройством. Важно учитывать, что у пациента могут быть коморбидные расстройства, которые могут препятствовать прогрессу в терапии .
Например , пациент (41 год, мужчина) с наркотической зависимостью у которого наблюдается выраженная витальная депрессия с преобладанием панических атак ему требуется более комплексный и бригадный подход к лечению, чем краткая форма. Требуется высокий уровень и регламент терапии. Однако, BRIEF-КПТ может быть использовано для пациентов в решении конкретных проблем (негативного поведения) или сочетаться с более интенсивным лечением.

Примечания к проведению BRIEF-КПТ

1. Наличие сильной мотивации к изменению и целей лечения.
2. Планирование времени и обязательств выполнения заданий (пациент готов выделять время и силы для терапии и выполнении домашних заданий)
3. Понимание того, что стресс приводит к нарушению качества жизни (слишком много стрессоров могут привести к дезорганизации в жизни и в связи с этим нужно развивать у себя навыки кризисного совладания с проблемами).
4. Когнитивное функционирование и уровень образования (средне специальное – высшее) с целью выполнения домашних заданий, способность работать независимо от терапии.
5. Тяжесть психопатологических синдромов. Пациенты с сопутствующей психопатологией могут быть более трудными для лечения в краткосрочной терапии. Кроме того, некоторые условия, такие как злоупотребление психоактивными веществами или серьезное психическое заболевание требует целенаправленного и более интенсивного лечения . Многолетние межличностные проблемы часто требуют более длительные лечения с включением бригадного подхода.

Что такое решение проблем, и почему это важно в терапии?

Методики по решению проблем обычно включают в себя процесс, посредством которого пациент совместно с психотерапевтом пытается определить эффективные средства для борьбы с проблемами повседневной жизни. Эти методики часто включает в себя набор последовательных шагов для анализа проблемы, определения вариантов ее преодоления, оценки вариантов, разработки плана и стратегий для реализации этого плана.
Стратегии решения проблем могут быть использованы в широком спектре проблем:
  • депрессивный спектр
  • тревожные состояния и расстройства
  • гнев и агрессия (на себя и других)
  • стресс-менеджмент (совладание с раздражительностью, усталостью)
  • совладание с соматическими заболеваниями и их последствиями (например, болевой компонент, астенический компонент, построение графика приема фармакотерапии и отслеживание побочных эффектов)
  • наркомания и другие формы аддикций (разработка рецидивных планов)
  • отношения с другими людьми / семейные трудности
Терапия решения проблем направлена на обучение пациента навыкам, которые помогают ему выстраивать гибкий (не жесткий!) контроль над жизненными проблемами, которые ранее им считались подавляющими или неуправляемыми. Таким образом решение проблем может помочь в практическом решении проблем, а также выработки эмоционально-ориентированных копинг-стратегий. Например, усиление контроля или переключение фокуса внимания с негативных автоматических мыслей на телесные ощущения при сильном стрессе с увеличением оптимизма (в рамках Mindfulness-based cognitive therapy).

Когда использовать? (показания / противопоказания)

Использовать данные интервенции следует когда мысли и убеждения пациента носят дезорганизующий или малоадаптивный вектор, и самим пациентом ставятся под сомнения. Когда негативная автоматическая мысль или убеждение не являются истинными и ситуация остается неизменной и выступает в форме дистресса. Кроме того, решение проблем может быть использование в качестве корневой линии при изменении взгляда на ситуацию и автоматические мысли. Особенно анализ проблемной ситуации хорошо применяется в работе с негативными автоматическими мыслями связанными с «вредными» стрессовыми ситуациями.
Решение проблемы может быть особенно эффективным, когда у пациента есть конкретная проблема (выделена проблема) и она может решаться и быть реализована непосредственно в реальном действии (пройти проверку реальности).
Принцип конкретности в действии позволяет определять и изменять проблему пациента, предлагая различные пути ее решения. Решение проблем работает лучше всего, когда есть ряд практических решений оформленных по принципу «шаг за шагом».
Например , пациент жалуется на социальную изоляцию, скорее всего тут мы имеем потенциальный веер решений этой проблемы (например, позвонить другу, написать другу, присоединиться к группе, участвовать в социальных общества). Однако стоит учитывать, является ли эта проблема для пациента актуальной. В связи с этим можно использовать термометр проблемных реакций пациента, что показано на рис. 2

Рис. 2 Термометр проблемных реакций
Примеры проблем, подходящих для решения задач включают в себя:
1) Как общаться с партнером (близким человеком) о трудных вопросах;
2) Как лучше справиться с функциональными ограничениями в состоянии здоровья. Например, после перенесенной операции или предстоящей операции;
3) Как уменьшить социально-экономические трудности;
4) Как начать писать диплом не откладывая его написание на потом (вопросы прокрастинации и перфекционизма).
Психотерапевту важно понимание, что не вы отвечаете за пациента на эти проблемные вопросы, а помогаете ему найти свои собственные ответы. Психотерапевт является посредником, который обладает технологиями решения проблем, но только в совместной деятельности с пациентом можно разработать формы решения проблемы актуальной для пациента.
Интервенции решения проблем могут быть трудными для следующих пациентов:
1) С серьезными психическими заболеваниями (психотические расстройства (параноидное расстройство), биполярное расстройств)
2) С тяжелой депрессией (особенно с тоскливым аффектом и стремлением к разработке страдания), которым может потребоваться более целенаправленная психотерапевтическая работа или фармакотерапия.
3) Пациенты имеют когнитивные и социальные трудности (например, лица с нейрокогнитивным дефицитом)
4) С проблемами, которые в значительной степени носят эмоциональный характер. Например, пациент, который чувствует себя некомпетентным в работе и часто чувствует, что другие чрезмерно могут быть к нему критичны.

Терапия решения проблем (PST)

В терапии решения проблем, важно что психотерапевт сначала обучил пациента идентифицировать проблему и стратегии решения этих проблем.
Способность идентификация и разработки плана решения будет использоваться на протяжении последующих терапевтических сессиях. Чтобы включить пациента в использование стратегий решения проблем следует для начала научить его внимательно изучить проблему, создать список решений, а также принять решения о том, какие стратегии подходят для различных задач.
Общими указаниями по использованию стратегии решения проблем являются следующие:
  • Обучение должно быть адаптировано и специфично для каждого пациента.
  • Получить тщательную оценку проблемы, прежде чем приступать к терапии решения проблем.
  • Поощрять пациента, чтобы он пытался формулировать как можно много решений, как это возможно без критической оценки.
  • Решите, требуется ли пациенту больше проблемно-ориентированной работы или более эмоциональной с целью роста эффективности терапевтического процесса.

Стратегии эффективного решения проблем

Инструкция для пациента: Когда мы подавлены или находимся в состоянии тревоги мы может чувствовать повышенный дискомфорт, особенно когда нет выхода из этого состояния. Техники «решения проблем» помогут дистанцировать от проблем и найти: различные формы практических решений. Большинство техник решения проблем состоят из 5-7 этапов.
Например: 1) определить в чем проблема; 2) определить решения; 3) проанализировать сильные и слабые стороны; 4) выбрать решение как оно будет осуществляться; 5) планирование; 6) осуществление; 7) обзор.

Формулировка цели решения проблемы

  • Цель (буквально).
  • Действие по осуществлению цели (пациенту предлагается следующая шкала):

Протоколы работы с проблемными ситуациями

a) Протокол П. Фалланда
Шаг 1 «Идентификация проблемы»
Написать ту проблему (буквально), которую Вы хотите решить.
Шаг 2 «Поиск решений»
Какие решения проблемы у Вас есть? Ничего не отвергайте и не критикуйте, пишите все варианты решения проблемы.
Шаг 3 «Сильные и слабые стороны решений»
Каковы сильные и слабые стороны для каждого решения? Используйте табл. 1, чтобы проанализировать выделенные решения.
Шаг 4 «Обзор сильный и слабых сторон решений проблем и выбор решения»
Шаг 5 «Разработка плана»
Какие шаги вы предпримете, чтобы применить решение?
Шаг 6 «Осуществление»
Что Вы делали? Буквально опишите шаги.
Шаг 7 «Отзыв»
Как это было? Проанализируйте, как хорошо работает Ваше решение.

Табл. 1 Анализ сильных и слабых сторон решения проблемы
б) Протокол работы SOLVED
Данный протокол помогает психотерапевту и пациенту провести шаги чтобы эффективно выявить и решить проблемные ситуации.

S (выбор проблемы) ... что пациент хотел бы решить...

Инструкция: сформулируйте проблему как можно четче. Постарайтесь быть объективным и конкретным. Опишите проблему в плане того, что Вы можете наблюдать, а не на основе субъективных чувств.
Психотерапевт обучает, что пациент перед тем как применять интервенции решении проблем должен спросить себя следующие вопросы:
  • на самом деле есть ли проблема, которая требует решения?
  • это реальная проблема и беспокоит ли она меня?
  • является ли проблема актуальной по сей день? (принцип здесь и сейчас)
  • есть ли у меня контроль над этой проблемой?
Важно учитывать, что беспокоящая проблема пациента может носить характер предсказания будущего, а также может быть в «реальном» времени. Однако пациента сразу стоит сказать о том, что проблема направленная в будущее в основе которой лежит предсказание мало поддается контролю, важно выделить проблему в реальном времени.
Если это реальная проблема в здесь-и-сейчас, психотерапевт задает вопросы, что вы можете сделать для решения этой проблемы, какие способы решения этой проблемы есть у пациента. Важно пациента спрашивать, что даст ему, если он решит проблему или что будет если он оставит проблему.

Выгоды и издержки решения проблемы

Табл. 2
Попросите пациента подумать о ситуациях, когда он или она чувствует себя дискомфортно, беспокойно, чувствует трудности в решении проблем или полный крах в их решении. Если планирование и выделение не представляется возможным с пациентом, можно предложить ряд других интервенций в рамках когнитивно-поведенческой терапии (например, мониторинг и изменение негативных автоматических мыслей). Пациенту можно предложить разные варианты решения его проблемы, но выбор и направления избавления себя от дискомфорта зависит от самого пациента.
O (Открыть свое сознание, чтобы выделить все решения)
Инструкция: Составьте список решений, без их оценки. Исключить менее желательные или необоснованные решения после того как все решения были перечислены. Перечислить оставшиеся решения в порядке предпочтения
Здесь важно сказать пациенту, чтобы он был как можно более обширным в своем кругозоре выбора решения проблем. Пациенту предлагается «мозговой штурм» с целью разработки всех возможных решений. Лучше проводить это в письменном виде в специально разработанных протоколах. Отметить, что выделение идей и стратегий решения проблем нужно выполнять без оценки. Идеи, которые кажутся сначала смешными и глупыми могут создавать ресурсы и идеи, чтобы генерировать реалистичные и действенные решения.
L (лист за и против каждого возможного решения)
Инструкция: оцените 3–4 возможных решения с точки зрения их плюсов и минусов.
Табл. 3
Табл. 5
Выделение доводов за и против, может быть полезным при рассмотрении возможных вариантов решения проблемы. Написание доводов позволяет дополнить мысль, а также визуализировать образ возможных вариантов. Психотерапевты рекомендуют пациентам рассматривать решение проблем в логическом порядке, тем самым уменьшая время за пустые размышления. Доводы также помогают выявить дополнительные мысли, которые позволяют извлечь выгоду из изменений состояния. В некоторых случаях, для определения за и против (плюсов или минусов) может потребоваться «второе мнение» или «доверительное лицо» с целью получения дополнительной информации.
V (Проверка лучшего решения)
Пациенты совместно с психотерапевтом изучив за и против в списке решений приступают к сортировке решений по принципу «убывания» т. е. отвечая себе на вопрос «какое решение наиболее практичное и желательное»
E (Разработка плана решения проблемы)
Инструкция: выбрать одно – три решения. Определить действие, как и когда решение будет реализовано. Практические шаги («Что я буду делать...»).
Определяются меры, необходимые для реализации решения выбранной проблемы. Пациенты испытывают трудности в построении плана, однако главным принципом является разорванность действий на маленькие этапы с обязательным поощрение пациента.
D (Решение, если план сработал)
Проводится последующий анализ с пациентом, чтобы увидеть насколько хорошо работает выбранное решение. Если решение было эффективным пациенту дается положительное подкрепление. Если решение не было эффективным, вернуться к первому шагу в выше приведенной технике, чтобы указать новую проблему или перейти к “O” или “L” для выявления других целей или возможных решений для той же проблемы. Решение вернуться назад и на какой шаг во многом зависит пациента. Однако, обязательно важно учитывать дополнительную информацию о выгодах и издержках (за и против) данного вида решения проблемы.
Советы для генерации возможных решений проблемы:
  • Попросите пациента подумать о том как он кого-нибудь проконсультирует с той или иной проблемой (или своей) и на практике попробует данную технику.
  • Попросить пациента проанализировать подобные ситуации в его жизни.
  • Попросите пациента, чтобы он проконсультировался у близкого человека «доверительного лица» насчет этой проблемы.
Помните, что стратегии решения проблем должны иметь некоторую практику у пациента, что позволить справиться с трудными ситуациями. Пациент в следующий раз, когда окажется в ситуации реальной проблемы, которая находится здесь-и-сейчас будет иметь средства для гибкого контроля над проблемой, вместо того, чтобы беспокоится о ней. Важно объяснить пациенту, что проще сесть с протоколом SOLVED и попробовать решить проблему. Это будет более продуктивно, чем находиться в состоянии дистресса. Применение SOLVEDпозволит снизить дискомфорт и выработать лучший план действий по минимизации проблемы.

Самоуправление проблемными ситуациями

а) Проверь что с твоим настроением
- Перечисли 3–4 эмоции, которые ты чувствуешь прямо сейчас и оцени их интенсивность от 0 до 100%


- Перечисли три эмоции, которые ты чувствовал на прошлой неделе, и оцени также их интенсивность от 0 до 100%
б) Проанализируй предыдущую неделю
- Использовал ли я техники на этой неделе, которые я узнал в терапии?
- Если бы я не делал эти техники, то что могло бы мне помочь использовать их в проблемных ситуациях?
- Какие хорошие вещи произошли на этой неделе?


- Как я сделал эти хорошие вещи?
в) Текущие и будущие проблемные ситуации
- Каковы мои текущие проблемы?
- Как я могу думать об этих проблемах по-другому?
- Что я могу сделать, чтобы изменить чувства связанные с этой проблемой?
- Какие проблемы могут возникнуть перед моей следующей работой по самотерапии проблем?
- Какие навыки я могу использовать для решения этих проблем?

Высокоидеальные решения получаются с использованием тех ресурсов, которые уже есть в системе. Если нужного ресурса нет, его зачастую можно получить, изменяя существующие. Например, если для решения задачи нужно использовать жидкость, а в наличии есть только твёрдые вещества, жидкость можно получить расплавлением. Находить, «вычислять» и задействовать ресурсы - это одна из важных составляющих умения решателя.


Ресурсы

ВИДЫ РЕСУРСОВ

Классификацию ресурсов полезно знать, чтобы вести их поиск не случайным образом, а системно. Различают энергетические и вещественные, пространственные и временные, информационные ресурсы.

Энергетические ресурсы. Практически в каждой ТС существуют источники энергии и силы - как явные, так и скрытые. Даже в такой простой ТС, как свая, можно обнаружить продольную и поперечную силы упругости материала, со-противляющиеся давлению, вес сваи, энергию, горения древесины. В надсистеме «река» есть кинетическая энергия движения воды, вес воды, сила Архимеда... При взаимодействии разных систем тоже могут порождаться определённые силы: давление потока на сваю, сила трения и нагрев соприкасающихся тел.

Вещественными ресурсами могут являться все вещества, которые есть в системе или её надсистемах. В задаче об удалении свай вещественным ресурсом можно считать воду в реке, канаты, тягловых лошадей, камни и песок на берегу и дне.

Пространственные ресурсы - это пространство, которое может быть полезно использовано, «пустота», особенности формы объектов, которые можно применить для изменения исходной системы или повышения эффективности её эксплуатации. Примером использования пространственных ресурсов может служить предложение полностью забивать сваи в дно. Ресурс здесь - пространство под дном, которое обычно не принимается в расчёт при решении.

Временные ресурсы - это промежутки времени, которые могут быть исполь-зованы для улучшения функционирования системы, для выполнения дополни-тельных операций. Классическим примером этого вида ресурсов является объ-единение времени выполнения двух различных операций, скажем, обработка объекта во время его транспортировки.

Отдельно нужно сказать об информационных ресурсах. Все перечисленные выше ресурсы могут считаться информационными, если они являются определёнными сигналами. Так, информационным ресурсом для опытного моряка служит завихрение воды над погружённым в воду предметом.

В реальных ситуациях далеко не всегда есть именно то, что необходимо для решения задачи. Изменение, модификация исходного ресурса с целью приведения его к нужному виду - важная часть работы решателя. Такого рода изменённые ресурсы называются производными. Например, целлюлоза, которая входит в состав свай, не может быть использована как ресурс, но после пропитки целлюлозы определёнными химикатами образуется состав, который может гореть под водой. При наличии такого производного ресурса сваи могут быть просто сожжены.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОИСКУ РЕСУРСОВ

В какой последовательности надо вести поиск ресурсов? Прежде всего со-ставляется «портрет» необходимого ресурса. Начинать поиск целесообразно с анализа самого объекта, подвергаемого обработке, затем используемой для выполнения работы системы, прежде всего, её рабочего органа. После этого ис-следуются возможности ближайших надсистем.

Например, нужно найти нечто, позволяющее убрать сваю из реки. Сначала рассматриваем ресурсы обрабатываемого объекта. Свая - это древесина, а значит, её можно сжечь, если пропитать специальным веществом. Свая имеет определённую частоту собственных колебаний, а значит, может быть разрушена при помощи резонанса. Затем идёт поиск ресурсов той системы, которую уже пыта-


триз

лись использовать для выдёргивания свай. Предположим, что это подъёмные механизмы на лодках. Изыщем возможности повышения эффективности их работы. Для этого можно рассмотреть возможность использования более мощных подъёмных механизмов, а можно подумать об увеличении подъёмной силы лодки или плота при освобождении их от балласта. Такой ресурс лодок, как площадь боковой поверхности, соединившись с напором течения, может обеспечить боковую силу, выламывающую сваю из дна. После этого переходим к ресурсам надсистем. Сваи находятся в реке, поэтому рассматриваем прежде всего ресурсы реки... Это не только сила и давление потока воды. Поиск пространственных ресурсов, в том числе на дне и под дном реки, может привести к новому решению - не вытаскивать сваю, а вбить её как можно глубже в дно, чтобы не мешала.

При поиске ресурсов важно преждевременно не вводить каких-либо ограни-чений. Иногда фантазийные на первый взгляд идеи приводят к самым интересным, неочевидным решениям.

Системный подход повышает надёжность поиска и позволяет планомерно рассматривать входящие в систему и надсистемы ресурсы и связи между ними.

Упражнение 9

Найдите ресурсы, которые можно использовать для решения поставленных ниже задач.

1. Для комфортного обитания в жилых помещениях требуется поддерживать определённую влажность. Как можно добиться этого без использования специальных устройств - увлажнителей воздуха?

2. Проколотая шина велосипеда - это проблема во время дальней поездки, если с собой нет велосипедной «аптечки». С помощью каких ресурсов на камеру велосипедного колеса можно поставить заплатку?

3. Использование стиральных порошков упрощает стирку белья, но слив сточной воды загрязняет окружающую среду. Какие ресурсы белья, воды, стиральной машины и её надсистем могут быть использованы для стирки без стиральных порошков?

4. Знакомство нового сотрудника с коллегами не всегда проходит быстро. Как повысить эффективность этого процесса с помощью ресурсов самого сотрудника, а также надсистем, в которые он входит?


РОТИВОРЕЧИЯ


ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

Люди часто предъявляют комплексные требования к технической системе. Например, ТС должна быть надежна, проста в эксплуатации, легка, потреблять мало энергии. Мы хотим, чтобы автомобиль был быстрым безопасным и потреблял мало бензина, чтобы корабль был максимально прочным и при этом лёгким, чтобы телефон был миниатюрным и с удобной клавиатурой.

Но выполнить всю совокупность таких требований непросто. Сделали новый двигатель мощнее - это хорошо, теперь автомобиль может двигаться с большой скоростью! Но он стал потреблять больше топлива, а значит, стал менее эко-номичным. Изменили глушитель, ввели в него катализатор для нейтрализации газов - это хорошо, автомобиль стал более экологичным. Но при этом выросло сопротивление выхлопного тракта, а это плохо - снизилась мощность двигателя. Получается, что новые решения могут иметь и нежелательные последствия. Чтобы учесть это при решении изобретательских задач, в ТРИЗ изобретателькую ситуацию формулируют в виде технического противоречия.


Похожая информация.


Поисковая модель должна быть способна к «самокалибровке». То есть она должна быть способна взять свои алгоритмы, их удельный вес и сравнить смоделированные данные с общедоступными поисковыми системами, чтобы выявить наиболее точный поисковый механизм, позволяющий смоделировать любую среду.

Однако анализировать тысячи параметров, пытаясь найти наилучшее их сочетание – это астрономически дорого в плане вычислительной обработки, а также очень сложно.

Так как же, в таком случае, создать самокалибрующуюся поисковую модель? Выходит, единственное, что нам остается – обратиться за помощью к… птицам. Да-да, вы не ослышались, именно к пернатым!

Оптимизация с использованием роя частиц (PSO)

Нередко случается так, что грандиозные проблемы находят самые неожиданные решения. Так, например, стоит обратить внимание на оптимизацию с использованием роя частиц, которая представляет собой метод искусственного интеллекта, впервые упомянутая в 1995 году и базирующаяся на социально-психологической поведенческой модели толпы. Техника на самом деле смоделирована на основе концепции поведения птиц в стае.

На самом деле все алгоритмы, работающие на правилах, которые мы создали сегодня, по-прежнему не могут быть использованы для поиска хотя бы приблизительных решений самых сложных проблем численной максимизации или минимизации. Зато используя такую простую модель как птичья стая, вы сразу же сможете получить ответ. Мы не раз слышали ужасающие прогнозы о том, как однажды искусственный интеллект захватит наш мир. Однако в данном конкретном случае он как раз-таки становится нашим ценнейшим помощником.

Ученые занимались разработкой и реализацией множества проектов, посвященных Роевому интеллекту. Так, в феврале 1998 года был запущен проект «Millibot», ранее известный как «Cyberscout» - программа, задействованная морской пехотой США. Cyberscout был, по сути, легионом крошечных роботов, которые могли внедряться в здание, охватывая всю его территорию. Способность этих высокотехничных крох общаться и передавать между собою информацию дала возможность «рою» роботов действовать как единому целому организму, превращая весьма трудоемкую задачу по исследованию целого здания в неторопливую прогулку по коридору (у большинства из роботов была возможность проехать не более пары метров).

Почему это работает?

В PSO действительно классным является то, что методика не делает решительно никаких предположений о той проблеме, которую вы пытаетесь решить. Она представляет собой нечто среднее между основанным на правилах алгоритме, пытающимся выработать решение, и нейронных сетях искусственного интеллекта, которые ставят своей целью исследовать проблематику. Таким образом, данный алгоритм – это компромисс между исследовательским и эксплуататорским поведением.

Не имея исследовательскую природу, этот оптимизационный подход, алгоритм, несомненно, превратился бы в то, что статистики называют «локальным максимумом» (решение, которое представляется оптимальным, но не является таковым на самом деле).

В первую очередь вы начинаете с ряда «стай» или догадок. В поисковой модели это могут быть различные весовые коэффициенты скоринговых алгоритмов. К примеру, имея 7 разных входов, вы начнете, как минимум, с 7 различных предположений относительно этих весов.

Идея PSO состоит в том, чтобы каждое из этих предположений находилось как можно дальше от остальных. Не вдаваясь в 7-мерные расчеты, вы можете использовать несколько техник, чтобы убедиться, что ваши отправные точки являются оптимальными.

После этого вы начнете развивать свои догадки. В ходе этого вы будете имитировать поведение птиц в стае в ситуации, когда возле них оказалась пища. Одна из случайных догадок (стай) окажется ближе других, и каждая последующая догадка будет скорректирована на основании общей информации.

Визуализация, показанная ниже, наглядно демонстрирует данный процесс.

Реализация

К счастью, существует целый ряд возможностей для реализации данного метода в разных языках программирования. И самое замечательное в оптимизации с использованием роя частиц то, что ее легко претворить в реальность! Техника имеет минимум параметров настройки (является показателем сильного алгоритма) и очень небольшой список недостатков.

В зависимости от вашей проблемы, реализация задумки может оказаться в локальном минимуме (не является оптимальным решением). Вы можете легко исправить это путем внедрения топологии соседства, которая быстро сведет цикл обратной связи к лучшим из близлежащих предположений.

Основная часть вашей работы будет состоять в разработке «приспособленческой функции» или алгоритма ранжирования, который вы будете использовать для определения степени близости к целевой корреляции. В нашем случае с SEO мы должны будем соотносить данные с неким заданным объектом вроде результатов Google или любой другой поисковой системы.

Если у вас есть работающая скоринговая система, ваш алгоритм PSO будет пытаться максимизировать показатели через триллионы потенциальных комбинаций. Скоринговая система может быть такой же простой, как выполнение корреляции Пирсона между вашей поисковой моделью и результатами поиска пользователей сети. Или же она может стать такой же сложной, как одновременное задействование этих корреляций и присвоение баллов каждому конкретному сценарию.

Корреляция относительно «черного ящика»

В последнее время многие сео-оптимизаторы пытаются выполнять корреляцию относительно «черного ящика» Google. Эти усилия, конечно, имеют право на жизнь, однако являются все же достаточно бесполезными. И вот почему.

Во-первых, корреляция не всегда подразумевает наличие причинно-следственной связи. Особенно если точки входа в ваш черный ящик располагаются не слишком близко к точкам выхода. Давайте рассмотрим это на примере, когда точки входа располагаются очень близко к соответствующим им точкам выхода - бизнес по перевозке мороженного. Когда на улице тепло, люди покупают больше мороженного. Здесь легко увидеть, что точка входа (температура воздуха) тесно привязана к точке выхода (мороженное).

К сожалению, большинство сео-оптимизаторов не используют статистическую близость между своими оптимизациями (входами) и соответствующими им поисковыми результатами (выходами).

Более того, их входы или оптимизации находятся перед компонентами обхода в поисковой системе. Фактически типичная оптимизация должна пройти через 4 уровня: обход содержимого, индексирование, скоринг и, в конечном итоге, уровень запроса в реальном времени. Попытка корреляции подобным способом не может дать ничего кроме напрасных ожиданий.

На самом деле, Google обеспечивает существенный коэффициент шума, подобно тому, как правительство США создает шум вокруг своей сети GPS, в силу чего гражданские лица не имеют возможность получать такие же точные данные как военные. Это называется уровнем запросов в реальном времени. И этот пласт становится серьезным сдерживающим фактором для тактики SEO-корреляции.

В качестве примера здесь можно привести садовый шланг. Находясь на скоринговом слое поисковой системы, вы получаете взгляд компании на то, что происходит вокруг. Вода, выходящая из садового шланга, организованна и предсказуема – то есть вы можете изменить положение шланга и предсказать соответствующее изменение движения потока воды (результаты поиска).

В нашем случае слой запросов распыляет эту воду (результаты поиска) в миллионы капелек (вариации результатов поиска), зависящих от пользователя. Большинство изменяющихся сегодня алгоритмов возникают на основе уровня запросов с тем, чтобы для того же количества пользователей произвести большее количество вариаций поисковых результатов. Алгоритм Колибри от Google является одним из примеров. Сдвиги на уровне запросов позволяют поисковым системам генерировать больше торговых площадок для своих PPC-объявлений.

Уровень запросов – это взгляд пользователей, а не компании на то, что происходит. Следовательно, корреляции, выведенные таким образом, будут крайне редко иметь причинно-следственные связи. И это при условии, что вы имеете один инструмент, чтобы находить и моделировать данные. Как правило же, сео-оптимизаторы используют целый ряд входных данных, что будет способствовать повышению шумов и снижению вероятности поиска причинно-следственной связи.

Поиск причинно-следственных связей в SEO

Чтобы получить корреляцию для работы с моделью поисковой системы нужно как можно значительнее затянуть входы и выходы. В модели поисковой системы входные или переменные данные должны находиться в скоринговом слое или над ним. Как это сделать? Мы должны разбить черный ящик поисковой системы на ключевые компоненты, а далее построить модель поисковика с нуля.

Оптимизировать выходы даже сложнее в силу ужасающих шумов, возникающих из-за слоя запросов в реальном времени, который за счет каждого пользователя создает миллионы вариаций. Как минимум, нам нужно будет сделать такие входы для нашей модели поисковой системы, которые будут располагаться перед обычным слоем с вариациями запросов. Это гарантирует, что хотя бы одна и сравниваемых сторон стабильна.

Построив модель поисковой системы с нуля, мы сможем отображать результаты поиска, идущие не от уровня запросов, а прямо от скорингового слоя. Это даст нам более стабильную и точную взаимосвязь между входами и выходами, которые мы пытаемся соотнести. И тогда благодаря этим прочным и показательным связям между входами и выходами корреляция станет отражать причинно-следственную связь. Сделав акцент на одном входе, мы получим прямую связь с теми результатами, которые мы видим. Затем мы сможем сделать классический seo-анализ, чтобы определить вариант оптимизации, который будет выгоден для имеющейся модели поисковой системы.

Итоги

Ситуации, когда какая-нибудь простая вещь в природе приводит к научным открытиям или технологическим прорывам не может не восхищать. Имея модель поисковой системы, которая позволяет нам открыто соединить скоринговые входы с не персонализированными результатами поиска, мы можем связать корреляцию с причинно-следственной связью.

Добавьте к этому оптимизацию методом роя частиц, и вы имеете технический прорыв – самокалибрующуюся поисковую модель.

В ходе конфликта, а также проблемы в организации, проекты, порой, кажется, быть заблокирован от движения вперед. В этот критический момент, инновационные и креативные решения обязаны помочь проекту выжить в это трудное время. Методы решения задачи и инструменты считаются предопределенных способов, которые могут быть использованы для организации мысли, чтобы продолжить процесс производства. Эти методы могут быть использованы в различных областях профессиональной, образовательной и личной сферах.

Многие творческие методы решения этой задачи обсуждались здесь, перед такими как обратный мозговой штурм , Mind картирование , СКАМПЕР и многое другое. Однако, эти методы зависят от командного обсуждения и творческого мышления на основе опыта команды и творческие способности. В то время как неограниченный характер этих методов способствует творческим и новаторским мышлением, результаты могут быть непредсказуемы и не имеют отношения к данному проекту. Результаты каждой дискуссии не может быть жизнеспособным в других частях проекта. Даже в рамках инновационного проекта, согласованного решения задач матрицы должны быть применены во время конфликта и проблемы, когда есть ограниченное время для открытых дискуссий.

ТРИЗ-это один из методов решения проблем, которые зависят от предыдущего опыта и логики/исследований, а не непредсказуемое мышление. ТРИЗ утверждает, что мы должны стоять на плечах гигантов при решении проблем. Многолетних исследований, проведенных тысячи инженеров для достижения инновационных решений для повторяющихся проблем должно рассматриваться как один из основных инструментов для решения проблем. Если существует проблема, в то время как определенная проблема решена в другой проект, этот опыт может сэкономить время, усилия и расходы, а не начинать с нуля.

Краткая история ТРИЗ

ТРИЗ-это русская аббревиатура для термина “теория решения изобретательских задач”. разработан в эпоху 1946 – 1985 г. г. в России изобретатель и автор СССР Генрихом Альтшуллером и его коллегами.. ТРИЗ зависит от изученной закономерности проблемы и решения. Более трех миллионов патентов были использованы для того чтобы обнаружить эти закономерности для того, чтобы решать будущие проблемы, основанные на предыдущей литературы. ТРИЗ была впервые введена в “о психологии изобретательского творчества”, опубликованной в 1956 г. в вопросы в психологии журнал. Эта теория широко используется в различных системах управления проектами и шесть процессов Сигмы.

[мс-защиты-контент]

Понимание ТРИЗ

Как правило, данная теория основана на гипотезе, что “кто-то, когда-то, где-то уже решена ваша проблема или один похож на него. Творчество означает нахождение такого решения и его адаптация к текущей проблемой”.

Эта гипотеза опирается на всеобщую связь с текущей проблемой или аналогичной, которая была решена в другом домене, например, в другом месте или отрасли. Принцип этого исторического решения могут быть импортированы и внедрены в существующую проблему. Опираясь на исследования эту гипотезу, основные выводы были обнаружены эти находки представляют Основы теории ТРИЗ:

  1. Проблемы и решения повторяются в различных отраслях и науках. По классификации “противоречия” (см. ниже) в каждой проблемы, можно прогнозировать хорошие творческие решения этой проблемы.
  2. Закономерности технической эволюции, как правило, должен быть повторен в различных отраслях промышленности и науки.
  3. Творческих инноваций часто используют научные эффекты за пределами области, где они были разработаны.
Метод ТРИЗ для решения проблем.
  • Выявить текущие проблемы проекта
  • Сравнивать проблемы в существующей общей проблемы ТРИЗ, как описано далее
  • Определить решение ТРИЗ для общей проблемы
  • Использовать предложенное решение определить проблемы проекта

Устранить Противоречия

На рисунке выше показывает, что существует фундаментальное противоречие является причиной любую проблему, устранив этого противоречия помогает найти решение проблемы. Противоречия в методике ТРИЗ не классифицируется исходя из своей природы в технических и физических противоречий, как следующие:

Технических противоречий

Технические противоречия, которые существуют в системе предотвращения его от достижения конкретной цели или добиться нужного решения. Другими словами, когда команда стремится к достижению цели, еще одно противоречие в процессе сиеста привалы. Например:

  • Творческие проекты хороши, но требуют времени проекта
  • Есть прибыльный проект, но компании не хватает финансов для его обслуживания
  • Широкий охват мобильного телефона-это хорошо, но башня передачи вредны для здоровья.

Физические противоречия

Физических противоречий возникает, когда проект или система имеет противоположные требования. Так, одной и той же части системы, имеющие две противоположные потребности, такие как следующие:

  • Рекламную кампанию следует рассматривать как мужчинам, так и женщинам одновременно.
  • Дизайн интерфейса должен быть прост в навигации и полной функции в то же время.
  • Творческий коллектив должен иметь время, чтобы подумать, но время мозгового штурма ограничено.

Методика ТРИЗ направлена на элемент выше противоречия для того, чтобы решить проблемы. Технические противоречия могут быть решены через 39 принципы ликвидации, в то время как физические противоречия могут быть решены на основе четырех принципов, глядя на надсистемы, подсистемы, разделение времени и пространства. Для того, чтобы оценивать эти противоречия, используется метод оценки. Ускорение инновационной деятельности с ТРИЗ Валерий Сучков содержит более подробные сведения о выполнении оценки для ТРИЗ противоречия и понять его вес.

ТРИЗ 40 принципы

Различные способы и методы были реализованы с помощью метода ТРИЗ для решения проблем. Наиболее часто используется в ТРИЗ 40 принципы. Эти принципы используются для устранения противоречий и предложить общие решения в действия два и три потока ТРИЗ обсуждаемые ранее в этой статье. На основании журнала ТРИЗ 40 принципы включают следующее:

  1. Сегментация
  2. Достав
  3. Местное Качество
  4. Асимметрия
  5. Слияние
  6. Универсальность
  7. “Матрешка”
  8. Анти-вес
  9. Предварительные противорвотное действие
  10. Предварительные действия
  11. Заранее демпфирование
  12. Эквипотенциальность
  13. Наоборот
  14. Spheroidality
  15. Динамика
  16. Частичного или избыточного действия
  17. Другое измерение
  18. Механические вибрации
  19. Периодического действия
  20. Непрерывность полезного действия
  21. Вприпрыжку
  22. “Нет худа без добра”

В современной жизни часто встречаются задачи, которые требуют для своего решения креативного мышления и фантазии. В основном с ними сталкиваются люди, которые занимаются созданием чего-либо и которым приходится часто принимать решения. Процесс поиска креативных решений может быть значительно упрощён путём использования методов, перечисленных ниже. Они не только помогают в случаях творческих застоев и кризисов, но и позволяют выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли.

Использование этих методов тренирует креативное мышление, которое становится привычным и постепенно входит в повседневную жизнь, где также бывает полезно, например, при выборе оригинального подарка.

Большинство методов поиска креативных решений рассчитаны на групповую работу. И, хотя некоторые из них могут быть использованы и одним человеком, для достижения большей эффективности рекомендуется все-таки, по возможности, задействовать людей со стороны, чтобы увидеть задачу с другого ракурса и получить толчок для дальнейших мыслей. Озвучивание и обсуждение решений всегда результативнее, чем молчаливые раздумья. Поэтому, формулируем цель или проблему, собираем команду, создаем комфортную обстановку – и вперёд, на поиски решений!

Развитие Креативности И Гениальности

Метод первый: синектика

Автором метода синектики является американский ученый Уильям Гордон, создавший его в 1952 году. Этот метод основан на поиске разнообразных аналогий, которые могут позволить найти новый взгляд на проблему. Синектический метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, что помогает подключить к решению проблемы своё бессознательное, то есть, чувства, ассоциации и воспоминания.

Используется метод синектики следующим образом. Берется ключевое слово (таковых может быть несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. Далее к этому слову подбираются аналогии. Удобнее будет записывать их в виде таблицы, где в первом столбце будут перечисляться ключевые слова, а в каждом из последующих – разные виды аналогий.

Виды аналогий существуют следующие:

1) прямые аналогии;

Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово. Также под прямыми аналогиями подразумевается рассмотрение сходных проблем и объектов из других областей, которые в последствии могут быть адаптированы. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие аналогии: перо, диктофон (совершает запись информации), позвоночник – стержень и т. д. Можно создать ручку с диктофоном, изогнуть стержень, сделать ручку в виде пера и т.д.

2) личные аналогии;

Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Здесь важно постараться забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Можно задавать себе вопросы, например: “Если бы я был ручкой, какой ручкой я хотел бы быть? “, “Как бы я хотел, чтобы меня использовали? “, “Как можно улучшить мою эффективность? “, “Что бы я хотел делать, будучи ручкой? “. Лучше, если вопросы будет придумывать и задавать оставшаяся группа людей. Также стоит периодически меняться ролями. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект или связанным с ним предметом, это поможет расширить круг разработок.

3) символические аналогии;

Выражение проблемы путём использования символов и метафор. Своеобразное перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. В этом методе нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения, основного его смысла. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие символы: “создатель информации “, “хранилище ненаписанных книг “.

4) фантастические аналогии.

Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений. Например, представив себе шапку-невидимку, скрывающую написанный текст, можно создать ручку с невидимыми чернилами.

При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

Стивен Джонсон - Откуда берутся хорошие идеи?

Метод второй: “мозговой штурм”

Самый известный из методов генерации идей, придуманный Алексом Осборном в сороковых годах. Это коллективный метод, который базируется на том, что группа людей, во-первых, имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек; а во-вторых, при создании надлежащей обстановки и устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей. Поэтому перед использованием мозгового штурма нужно создать подходящую атмосферу, чтобы участники могли почувствовать себя расслабленно.

Метод мозгового штурма имеет множество модификаций. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Люди поочередно предлагают свои варианты, при этом записываются и впоследствии рассматриваются абсолютно все из них. Основное правило мозгового штурма – категорически запрещается критиковать чужие идеи. Но можно предлагать пути для их модификации. Основная задача этого этапа – получить наибольшее количество идей. Предлагается всё, что приходит в голову – даже самые абсурдные мысли, – все идеи записываются, после чего каждая из них рассматривается в отдельности. Таким образом, в результате остается приблизительно одна десятая часть того, что было вначале. С этими идеями и ведётся дальнейшая работа. Приветствуется скрещивание, комбинирование различных мыслей и развитие их.

Большей эффективности этого метода можно добиться, назначив ведущего, который будет контролировать проведение мозгового штурма и поощрять мышление участников (но не критиковать), и разбив людей на две группы, одна из которых будет генерировать идей, а вторая – оценивать их и искать пути для улучшения. Возможна перемена ролей впоследствии.

Технологии креативности -- стимул для творчества

Метод третий: шесть шляп

Его автор – Эдвард де Боно. Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Таким образом, данный метод требует как минимум семи участников, один из которых будет ведущим. Суть шести шляп состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей.

Роли, которые раздаются участникам, таковы:

1) белая шляпа;

Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

2) чёрная шляпа;

Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

3) красная шляпа;

Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

4) жёлтая шляпа;

Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

5) зелёная шляпа;

Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

6) синяя шляпа.

Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли. По окончании все вместе обсуждают полученные результаты.

В. Довгань: "Беседа с Дмитрием Чернышевым (Mi3ch)"

Метод четвёртый: морфологический ящик

Также известен как метод многомерных матриц, его автором является американский астроном Фриц Цвикки. Суть его заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной – другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Обычно используется сразу несколько таких матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

Метод пятый: инверсия

Еще один метод, позволяющий найти новый взгляд на проблему и её решение. Он используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса Как можно это улучшить? задаётся вопрос Как можно это испортить? . Вместо Как повысить эффективность этого? – Как её понизить? и т.д. Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо Как предотвратить поломку изделия? следует искать ответ на вопрос Как его сломать? и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.

Метод шестой: метод фокальных объектов

Изобретён Чарльзом Вайтингом. В основе его лежит перенесение на рассматриваемый (фокальный) объект признаков других, случайно выбранных, объектов и дальнейшем развитии получившихся сочетаний. Этот метод помогает открыть новые пути для совершенствования чего-либо. Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего выбирать из книги или газеты (можно использовать любые случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых ассоциативных связей с модифицируемым.

Плюс этого метода в том, что он помогает найти оригинальные, иногда даже неожиданные решения.

Основным минусом же является то, что его невозможно использовать при решении трудных задач, а среди полученных результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей работы.

Фильм Алгоритм изобретения, Центрнаучфильм, 1974 год

Метод седьмой: списки контрольных вопросов

Существует несколько вариантов списков контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений. Один из них, составленный Алексом Осборном, звучит так:

  1. Использовать это для иных целей?
  2. Адаптировать это?
  3. Модифицировать это?
  4. Заменить это?
  5. Увеличить это?
  6. Уменьшить это?
  7. Переделать это?
  8. Полностью изменить это?
  9. Объединить это с чем-либо?

Существует и другой, чуть более сложный (но и более эффективный) список контрольных вопросов:

  • В чём заключается основная функция данного объекта?
  • Какие ещё функции выполняет данный объект, можно ли часть из них убрать?
  • Какие ещё существуют способы выполнения основной функции этого объекта?
  • Какие ещё функции способен выполнять данный объект?
  • Существуют ли другие области, где объекты выполняют сходную функцию? Можно ли использовать решения из этих областей?
  • Что представляет собой данный объект в идеале?
  • Что произойдёт, если уничтожить этот объект?
  • Можно ли разделить на части данный объект? Улучшить или убрать какую-либо из частей?
  • Можно ли использовать слабые и вредные стороны объекта?
  • Что в объекте излишне?

Списки контрольных вопросов определяют направление дальнейшего хода мысли и поиска. Он хорошо комбинируется с методом морфологического ящика, когда с помощью контрольных вопросов выявляются стороны объекта, нуждающиеся в изменении, которые заносятся в морфологический ящик.

Все эти методы будут эффективны только в том случае, если человек (группа людей) расслаблен и готов дать свободу своему воображению, позволить себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений.

Похожие публикации