Сравнение компьютера и человека. Что общего между компьютером и человеком

Оба используются для хранения и обработки информации, а также для выполнения различных вычислений, математических расчетов и разработки сложных алгоритмов.

Роль

Оба играют чрезвычайно важную роль в обществе, торговле, развлечениях и науке. Компьютер сегодня может быть занят чем угодно (как и мозг человека): от управления целыми заводами до стиральной машины.

Сочетание компонентов

Компьютер состоит из многих частей, в том числе: материнская плата, жесткий диск, процессор, графическая карта и многого другого. И каждая из частей играет собственную роль в процессах компьютера.

Как и компьютер, мозг состоит из частей. Помимо левого и правого полушарий, существуют части мозга, которые отвечают за эмоции, математические расчеты, движение и за многие другие задачи, необходимые для нашей повседневной деятельности.

Электрические сигналы

И мозг, и компьютер работают с помощью передачи «логических сигналов» между своими частями. Т.е., компьютер работает с помощью бинарных сигналов (включено/выключено), известных, как биты.

Мозг, в некотором смысле использует такую же систему, задействовав или не задействовав определенные нейроны.

Емкость памяти

Оба могут увеличивать емкость своей памяти. Компьютерная память может быть увеличена путем добавления дополнительных модулей памяти или жестких дисков. Память человека может быть улучшена путем развития синоптических связей.

Резервное копирование

Мозг имеет встроенную «резервную копию системы». Если один из путей в мозге оказывается поврежден, то другой путь может взять на себя его функции (не всегда, конечно, но такое бывает). На компьютере же могут быть сохранены резервные копии данных.

И самое интересное это то, что мозг в современном мире проигрывает компьютеру, что подтвердилось в проигрыше шахматной партии Каспарова компьютеру от IBM в 1997 году.

Двадцать первый век – век информационных технологий. Пятилетние дети уже вовсю играют в развивающие игры. Кто бы мог подумать, что дети станут мыслить на порядок выше своих родителей касаемо компьютера, однако это так. Компьютер в жизни современного человека является его неотъемлемой частью. Если задуматься, насколько уникально это изобретение, то невольно начинаешь понимать, насколько уникален и сам человек, раз изобрел это и использует практически во всем. Прогресс в информационных технологиях словно носорог – разгонялся медленно, а сейчас его практически невозможно остановить. Производители комплектующих вынуждены создавать более совершенные изделия в условиях конкуренции. В этой статье я желаю произвести сравнение человека и компьютера, что общего между нами и электронными творениями человеческого ума.

В очередной раз, выйдя на улицу, я представил себя частичкой большого города. Вспомнился интересный разговор с мало знакомым человеком в поезде, где он так часто упоминал мне о том, что я являюсь частью системы, и все мои движения в большинстве своем укладываются в рамки общепринятых правил и норм. Я, словно тот самый электрон, что в организованной колонне себеподобных движется в заданном направлении по проводам. Несколько неприятно ощущать себя предсказуемым и зависимым, отдаваясь свободному течению жизни, полагаясь только лишь на желания и инстинкты. Но тем мы и отличаемся от машин, что можем действовать осознанно.

Человеческий мозг – мощнейший компьютер, который также, получая питание, решает определенного рода задачи. Взять к примеру зрение. Не существует в мире столь же четкого видео, насколько четко и мягко реальность вливается к нам в глаза. Не существует такой камеры, которая способна обработать такое же количество пикселей, как человеческий мозг. Вы видели в продаже видеокамеру в двести шестьдесят мегапикселей?! …но вы смотрите в нее каждый день. Зрачок посредством маленьких мышц сужается и расширяется для того, чтобы фокусировать изображение, все зависит от того, куда мы намерены смотреть, насколько близко или насколько далеко. Эту же операцию при съемке фото или видеокамерой выполняет объектив. Изображение воспринимается микроскопической матрицей, подобно сетчатке глаза. Процессор видеокамеры обрабатывает каждый пиксель и укладывает биты в определенном порядке, который задает программа записи и воспроизведения. При этом на дисплее мы видим отражение той реальности, которую способна узреть и воспроизвести эта камера. На рынке много различных моделей, все они отличаются качеством записи, глубиной цветов и прочим, но если их сравнивать с нашим зрением, понимаешь, насколько они ограничены. Ограничены разрешением съемки, дальновидностью зума, количеством оттенков записи и многим другим. К примеру, существуют стандарты количества оттенков изображения, от черно-белого, до многомиллионного. Каким бы не было это изображение, реальность просматривается нами гораздо мягче и мозгу не приходится дорисовывать в общую картину недостающие частички пазла. Отсюда и уставшие глаза, и головные боли при длительном контакте с монитором.

Звук. Имея кучу различных параметров, относится к колебаниям молекул в различных средах. На сегодняшний день изучен во всей красе. Музыка, радиотрансляция, сотовая связь – основаны, так или иначе, на тех же самых колебаниях молекул. Частота – одна из основных характеристик звука. Человек способен воспринимать звуки с частотой от 20 до 20 000 герц (количество колебаний в секунду), но при этом, чувствует себя не комфортно, если слышит из динамика песню с частотой дискретизации даже в 22 050 герц. Это говорит о том, что в реальности – человеческий слух гораздо тоньше, нежели об этом повествует физика. Звуковой файл, записанный в любом формате, с любой частотой, любым битрейтом – является ограниченной частью реального звучания. Это как смотреть в маленькое окно, не видя остального мира; как дышать сквозь противогаз, не ощущая запахов; как касаться чего-то сквозь перчатки, почти не осязая предмета…

Компьютер в целом состоит из различных электроузлов. Питание – блок питания преобразует электричество в удобную для восприятия системы форму. У человека это кислород и другие химические элементы, полученные путем газообмена в легких и процессами пищеварения в пищеварительной системе. Оперативная память хранит в себе текущую информацию, работает, пока на нее подается напряжение, имеет крайне ограниченный объем, относительно физической памяти. Человек решает текущие мелкие задачи, о которых мгновенно забывает, в памяти это хранится очень короткий промежуток времени, это временная (быстрая) память. Физическая память на компьютере в виде жесткого диска или флеш памяти имеет немалый объем. При этом использование более эргономичных форматов экономит пространство. У человека существует такая же физическая память, только информация хранится в виде результата химической реакции и все же больше напоминает флеш память. Ведь если заряд на флешке полностью иссякнет, информация на ней будет утеряна, так же и у нас, если мы какой либо информации не даем подпитку, периодически не вспоминая ее, она попросту стирается. Процессор на компьютере отвечает за математику, он постоянно вычисляет. Информацию к нему подгоняет оперативная память и результаты забирает тоже она, словно секретарь. Люди отличаются коэффициентом интеллекта (IQ), это можно сравнить с частотой процессора на компьютере.

Таким образом, современные вычислительные машины далеки до совершенства, но мы используем их возможности почти на сто процентов. Человеческий мозг – совершенство и мы его почти не используем. Новое поколение рождается и растет в новом информационном поле, развивается гораздо быстрее. Может быть, когда-то, мы придем к тому, что одно слово будет заменять книгу.

Автор статьи - Алексей Синякин Гордыня человека не имеет границ. Порой он воображает о себе невесть что. Более того, такие мысли нередко толкают его на совершенно безрассудные поступки. Например, однажды человек создал по своему образу и подобию настоящий искусственный мозг. И назвал это творение компьютером.

Что же общего между таким электронным оборудованием и человеческой психикой? На первый взгляд едва ли можно придумать более нелепый вопрос. А какая разница между живым и неживым, спросит читатель. И будет прав. Человек не только наделен свободой воли, но и способен развиваться, в то время как компьютер - нет.

Правда, внутреннее состояние этого устройства постоянно меняется. Но чем тогда такой механизм отличается от часов или автомобиля? Тем не менее, будучи психиатром, я насчитал шесть таких аналогий. Это – один из важнейших факторов, определяющих характер взаимоотношения человека с компьютерной техникой. Именно эта тема более восьми лет назад заставила меня обратиться к психоаналитической публицистике.

Аналогия первая – ТЕЛО И РАЗУМ. Бросается в глаза прежде всего то, что «железо» (сама аппаратура) подобно мозговому веществу. Оно точно также по своим ресурсам заранее жестко задано и в широких пределах практически неизменяемо. А вот «софт» (программное обеспечение) всегда можно заменить или обновить. Поэтому эта часть компьютера совпадает с социальными установками и приобретенными навыками, к которым человек приобщается в процессе обучения.

Аналогия вторая – КАРТИНА МИРА. Системный блок компьютера соединен с монитором, посредством которого информация и становится доступной для пользователя. Такие изображения очень похожи на образы, возникающие в нашей голове и основанные на впечатлениях, получаемых от контактов с внешней действительностью. Но подобные ощущения далеко не всегда точно отражают окружающую среду. И неважно, какие факторы генерируют такого рода искажения – органические, связанные с необратимыми повреждениями мозга, токсические или психогенные. Это – модель человеческого сознания.

Аналогия третья – НЕРВНАЯ КЛЕТКА. Ее суть заключается в соответствии простейшего элемента машинного «языка» (бита) двум основным состояниям нервной клетки, которая может находиться в возбужденном либо в спокойном состоянии. А за такими «сигналами» стоят два значения, которые «бит» может передавать (1 или 0). Это своеобразный молекулярно-кибернетический Эрос и Танатос. Интересно, что компьютерное «слово» имеет 8 значений, что также примерно совпадает с оптимальным объемом запоминаемой нами информации (от пяти до девяти элементов).

Аналогия четвертая – ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ОПЫТ – описывает устройства и процессы, находящиеся на границе между жестко заданным и функциональным, но значительно ближе к последнему. Совершенно очевидно, что если бы природа не наделила человека способностью опосредованно фиксировать все происходящее с ним, то он просто бы не выжил в столь изменчивом мире. А как иначе человек определял бы суть встречающихся ему вещей – заключена ли в них какая-то угроза или, наоборот, они являются чрезвычайно полезными? В компьютере имеется оперативное запоминающее устройство (RAM), которое по своим функциональным возможностям равнозначно нашей краткосрочной памяти. А винчестер – это тоже своеобразная память, но только долгосрочная.

Аналогия пятая – ВООДУШЕВЛЕНИЕ. Известно, что компьютер совершенно не может работать без «подхлестывания» своих систем. Эта функция возложена на специальное устройство, называемое таймером. Оно-то и синхронизирует электронные импульсы, непрерывно проходящие по компьютерным микросхемам. У человека также есть нечто похожее. В такой роли выступают эмоциональные реакции, которые способны мобилизовать в трудную минуту скромные человеческие ресурсы.

Аналогия шестая – ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. В компьютере воссоздано такое свойство нашего мозга, как наличие двух способов обработки информации. Дело в том, что мозг разделен на два полушария. Левая половина этого важнейшего человеческого органа отвечает за последовательную обработку информации – элемент за элементом. Поэтому с этим полушарием связана речь. А вот правая часть нашей центральной нервной системы в основном оперирует образами или монолитными смысловыми блоками.

Закономерности первого типа в компьютере воспроизведены в виде последовательного интерфейса. К такому входу (COM) обычно присоединяется манипулятор-мышь. Второй же способ можно сравнить с параллельным интерфейсом (LPT), к которому подключается принтер.

Итак, человек сотворил компьютер, взяв за основу самого себя. Но что ожидает человечество в отдаленном будущем, когда народившееся на свет «дитя» повзрослеет? И останутся ли отношения живого и искусственного разума такими же безоблачными, какими они являются сегодня? Но об этом – в моих других публикациях.

Самоанализ урока информатики

в 8 класса «Аналогия между компьютером и человеком»

Сегодня вашему вниманию был предложен урок информатики в 8 классе по программе «Информатика и ИКТ» под редакцией Натальи Владимировны Макаровой. Тема урока «Аналогия между компьютером и человеком». Урок информатики, который вы просмотрели входит в раздел «Техническое обеспечение информационных технологий». Уроку предшествовало первичное усвоение новых знаний из раздела «Информационная картина мира», куда входили темы: «Восприятие информации человеком. Кодирование информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы.

Тип урока – урок-открытие «нового» знания. Специфика урока состояла в организации индивидуальной и парной работы на деятельностной основе. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по информатике, а также и другим предметам: обществознание, биология.

Урок проводился в 8б классе. Со слов учителя информатики Дружининой Натальи Михайловны, ученики этого класса отличаются средними способностями, высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 8 класса.

Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

За 30 минут урока отрабатываются УУД (универсальные учебные действия) как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формировалась внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий формировались учебные действия, направленные на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся учатся владению основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся учатся учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание.

Цели урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.

Образовательная цель урока – познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.

Деятельностная цель - научить выявлять общее и особенное между устройством компьютера и человеком.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Отбор дидактического материала осуществлялся для фронтальных и парных форм работы - раздаточные карточки.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

В структуре проведенного урока выделяются следующие этапы:

1 этап.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

В начале урока высказались добрые пожелания детям. Так же было предложено учащимся подумать и ответить на вопрос «Как происходит познание нового?», дети высказались. Итог я подвела на слайде.

На данном этапе учащиеся с первой минуты погружены в деятельность. Была организована деятельность учащихся по повторению изученных тем, информация которых пригодиться для открытия нового знания. Дифференцированное задание на повторение ориентировано на учеников разных уровней.

Обучающиеся самостоятельно оценили свои ответы. Была организована проверка по образцу.

    этап. Пробное действие

На этом этапе я организую погружение в проблему. Учащиеся должны найти ответ на 3 проблемных вопроса. Ставлю перед учащимися 1 проблемный вопрос: Что объединяет всех этих известных людей на слайде? Изначально было предусмотрено 2 ситуации, когда учащиеся не знают ответа и им предлагается задание в парах декодировать информацию и узнать что это. Если бы учащиеся дали сразу ответ, то им было бы предложено проверить свои догадки, используя задание декодировать информацию.

После этого идёт новое погружение в проблему, рассказывается небольшая историческая справка ставиться перед учащимися 2 проблемный вопрос «Есть ли в природе прототип компьютера?» Учащиеся обсуждают и высказывают свои варианты. Опираясь, на ответы учащихся я сама подытожила главное, небольшое стихотворение является ответом на поставленный вопрос.

3 проблемный вопрос «» подвёл учащихся к пробному действию задание «Аналогия между компьютером и человеком». Учащимся было предложено самим сформулировать задание и выполнить его индивидуально на применение новых знаний запланированных для изучения на данном уроке.

В ходе выполнения задания учащиеся столкнулись с тем, что их знаний не достаточно для заполнения данной таблицы. Они зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

    этап. Выявление места и причины затруднений.

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Это является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Мною задаются следующие вопросы.

Что вы не смогли сделать? В чем возникли затруднения? Причина затруднения. Учащиеся рассуждают и приходят к выводу, что бы провести аналогию между человеком и компьютером, они не владеют информацией - какие устройства входят в состав компьютера и за что они «отвечают».

    этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Учащиеся в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться). Предложили и согласовали тему урока, которую я уточнила «Аналогия между компьютером и человеком». Выбрали способ построения нового знания (как?) - метод дополнения, мною был предложен план открытия новых знаний.

    этап .

Учащиеся на этом этапе работали практически самостоятельно в парах. Моя роль на данном этапе заключалась в координации и консультации (индивидуальной). Я занимала позицию: «Я рядом. Я с вами». Учащиеся работали с опорными таблицей, схемой и текстом. Т.к. в учебнике на эту тему дано очень мало материала, для учащихся был подготовлен опорный конспект «Устройства компьютера», где в жатой форме были прописаны все устройства. Почему именно в жатой форме? Образовательная цель урока - заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера. На следующих уроках учащиеся будут подробно изучать основные устройства компьютера.

Данный материал достаточен для того, чтобы учащиеся смогли зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения, заполнение таблицы «Аналогия между компьютером и человеком». На этом этапе учащиеся применили новые знания для выполнения заданий «На проверку полученных знаний», выполнение этих заданий в дальнейшем стало основой для выполнения пробного действия. Использование опорных конспектов, раздаточного материала экономит время на уроке, приучает к самостоятельной работе, а также к работе в коллективе.

    этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися материала при выполнении задания «Аналогия между компьютером и человеком». На этом этапе я применила приём системно-деятельностного подхода Приём «Согласен – Не согласен».Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность.

Формирует:

    умение оценивать ситуацию или факты;

    умение анализировать информацию;

    умение отражать свое мнение.

    этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет и знает. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Аналогия между компьютером и человеком». Далее идёт проверка по образцу. Для учащихся, допустивших ошибки, была предоставлена возможность выявления причин ошибок и их исправления.

    Этап. Включение в систему знаний.

На данном этапе учащиеся сформулировали вывод о схожести компьютера и человека. А так же поразмышляли над вопросом: Чем компьютер отличается от человека?

    Этап. Рефлексия деятельности на уроке.

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учащиеся соотнесли цель и результаты своей учебной деятельности. Ответили на вопросы учителя:

Раскрыли ли тему урока?

Была организованна рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке при помощи оценочного листа. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

Было определено задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Получив разноуровневое задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведет к поиску решений заданий и повышению качества знаний.

На уроке частично применяется метод исследования, учащиеся под моим руководством рассуждали, анализировали, обобщали.

На каждом из этапов урока было организовано взаимодействие ученик-ученик (работа в парах) - это повысило учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение, ученик-учитель (индивидуальная работа), класс-учитель (фронтальная работа). Поддерживать внимание учащихся позволило чередование заданий, имеющих частично-поисковый, творческий подход, разумное включение использованных форм учебной деятельности, а также стремление обучающихся учиться на уроке самостоятельно.

Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.

Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

Образовательная цель урока (познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера) и деятельностная цель (научить выявлять общее и особенное между устройством компьютера и человеком) мною были достигнуты.

Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.


«Открытый урок информатики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Пермский край

Гайнский район

Открытый урок информатики

по теме: «Аналогия между компьютером и человеком» 8 класс

Петрова Надежда Михайловна, учитель информатики и ИКТ, 1 квалификационной категории МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Ход урока.

    Мотивация к учебной деятельности 3 минут .

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок информатики проведу у вас я. Меня зовут Надежда Михайловна, я учитель информатики Сергеевской школы.

Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок.

Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А как происходит познание нового? Узнавать новое мы будем, опираясь на ранее изученное, (слайд 1)

    для этого нам необходимо повторить уже известное;

    вспомнить то, что вы узнали на прошлых уроках;

    правильно определить то, что мы не знаем;

    найти способ преодоления затруднения,

    сформулировав новый способ (алгоритм, формулу, правило), научиться его применять.

Прежде чем открывать новые знания, давайте проверим, какими внимательными вы были на прошлых уроках.

На рабочем столе у вас находится карточка Приложение 1 . В этом листе 3 задания определённого уровня сложности, вы по своему желанию выбираете задание и выполняете его. (Учащиеся выполняют задание)

(Проверяют по образцу). (слайды 2,3,4)

Кто не справился с заданиями?

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Пробное действие 6 минут

А сейчас всё внимание на слайд. На слайде представлены имена великих людей. Как вы думайте, что может объединять их? (слайд 5)

французский ученый Герберт он же Папа Римский Сильвестр II.

немецкий ученый, профессор математики и восточного языка Вильгельм Шиккард

французский математик, физик и философ Блез Паскаль

немецкий математик и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц.

английский математик Вильям Оутред

английский математик Чарльз Беббидж

английский математик Ада Лавлейс

американский инженер Герман Холлерит

немецкий инженер Конрад Цузе

американский инженер Говард Эйкен и т.д.

То что объединяет всех этих известных людей, вы узнаете, выполнив задание из Приложения 2 , которое у вас лежит на парте. Работаем мы в парах. Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать?

На листочках закодировано слово, применив специальный код, вы должны декодировать данную информацию. У вас у всех практически разный способ кодирования информации. У кого-то это Азбука Морзе, у кого-то шифр римского императора Гая Юлия Цезаря, ну а кто-то воспользуется шифром «Пляшущие человечки» из рассказа английского писателя Артура Конана Дойля о сыщике Шерлоке Холмсе.

(слайд 6)

Правильно, это компьютер. И все эти известные люди внесли большой вклад в изобретении данного устройства. А какой они внесли вклад, об этом вы узнаете на следующих уроках информатики.

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, т.е. работы с информацией.

Из истории науки и техники известно, что идеи многих изобретений человек подглядел в природе. Например, еще в XV веке великий итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи изучал строение тел птиц и использовал эти знания для конструирования летательных аппаратов. (слайд 7) Русский ученый Николай Егорович Жуковский, основоположник науки аэродинамики, также исследовал механизм полета птиц. (слайд 8)

(слайд 9)

Учащиеся предлагают свои ответы.

А с кого человек списал компьютер?
Давай сейчас порассуждаем. Как человек изобретает.
Тогда понятно станет всем. Как создавалась ЭВМ.
По небу вертолет летает. Кого он нам напоминает? ………..
Он схож, конечно, не с козой. А с попрыгуньей стрекозой.
На землю самолет садится – огромная стальная птица.
А лодка, что по морю ходит, немного на кита походит.
Так за природой наблюдая. Ее законы открывая,
Все человек изобретал, идеи у природы брал.
Не может человек создать, что невозможно увидать. (слайд 10)
Все, что придумать он сумел. То у природы подглядел.
И вывод сделать нам осталось, когда задумал ЭВМ,
На самого себя смотрел.

С самого себя!

Что общего у компьютера и человека? (слайд 11)

Приложени е 3 . Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать? Правильно, нужно вставить пропущенные слова. Я предлагаю вам выполнить это задание парах. Заполните схему «Аналогия между компьютером и человеком», в пустые клетки надо вписать устройства компьютера.

    Выявление места и причины затруднений. 1 минута

Кто не справился с заданием?

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли заполнить схему.)

В чем возникли затруднения? (Мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они «отвечают»)

Кто справился с заданием? Докажите, что вы правы. (Мы не можем обосновать)

    Построение проекта выхода из затруднения. 1 минута

Так как мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, давайте сформулируем учебную задачу и тему урока (узнать какие основные устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, а так же провести аналогию между человеком и компьютером)

Давайте сформулируем тему нашего урока? («Аналогия между компьютером и человеком»). (слайд 12)

(слайд 13)

На экране

    Прочитайте текст.

    Заполните таблицу «Аналогия между компьютером и человеком».

    Реализация проекта выхода из затруднения. 10 мин

Ребята для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд вопросов.

В состав современного компьютера входят различные устройства. Функции, которые выполняют эти устройства, подобны функциям мыслящего человека.

Определим функции человека и компьютера.

Имеются четыре основных компонента информационной функции человека: (слайд 14)

    прием информации;

    запоминание информации

    процесс мышления

    передача информации.

Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека, т.е. компьютер, как и человек, может выполнять информационные процессы. И сейчас Вы узнаете, какие устройства входят в состав компьютера, и для каких информационных процессов эти устройства предназначены.

Для того, чтобы узнать какие это устройства и функцию каждого из них я предлагаю поработать со схемой и текстом Приложением 4 , а так же выполнить задание Приложение 5.

Учащиеся работают с текстом.

    Первичное закрепление во внешней речи. 2 мин

Ответ: Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств

(слайд 15)

Ответ: процессор, память, устройства ввода и вывода.

А сейчас мы с вами поиграем в игру название которой «Согласен – Не согласен». Вам нужно будет выразить своё отношение к ряду утверждений. Если я всё сказала правильно, то вы говорите хором согласны, если нет то не согласны.

    У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. (Согласны)

    У человека есть мозг, в котором он хранит информацию – у компьютера есть устройства хранения информации. (Согласны)

    С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию – у компьютера есть процессор – устройство обработки информации. (Согласны)

    Через речь, жесты, письмо человек может передавать информацию – у компьютера есть устройства ввода информации. (Не согласны, устройства вывода информации)

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 2 мин

Задание Приложение 3.

Самостоятельная работа

Проверим по образцу (слайд 16)

Человек информацию может принимать, хранить, обрабатывать, передавать. То же самое с информаций может делать компьютер.

    Включение в систему знаний.

(слайд 17)

Компьютер похож на человека интеллектуальными возможностями.

Компьютер – модель человека, работающего с информацией.

(слайд 18)

Ответы учащихся. (слайд 19)

Главное отличие компьютера от человека – человек умеет мыслить, может принимать решения, компьютер – исполнитель программ, созданных человеком. Работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.

Где вы сможете применить новые знания?

    Рефлексия деятельности на уроке. 2 мин

Вернемся к нашей теме и учебной задаче, поставленной в начале урока.

Выполнили ли мы поставленную учебную задачу?

Раскрыли ли тему урока?

На ваших столах найдите оценочный лист Приложение 5 работы на уроке. Заполните его (слайд 20)

1 балл за правильный ответ.

2 балла – выполнено 2 задания

1 балл - выполнено 1 задание

Результат:

Если вы набрали за урок

10 баллов – оценка 5;

7-9 баллов – оценка 4;

4-6 балла – оценка 3.

    Домашнее задание.

(задание на использование полученных знаний). (слайд 21)

На ваших столах есть карточка Приложение 6 с разноуровневым домашним заданием.

Повышенный уровень:

    Разгадать кроссворд.

Высокий уровень:

    Разгадать кроссворд.

Всем спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 1»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ:

Задание: Заполни таблицу.

Вид информации

Орган

Зрительная

Глаза

Звуковая

Вкусовая

Обанятельная (запах)

Осязательная (ощущение)


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ:

Задание: Заполни таблицу.

Пример представления информации

Способ восприятия информации

Форма представления информации

Таблица умножения

Зрительный

числовая

Схема движения автобуса, рисунок

Бой часов, пение птиц

Стихотворение в учебнике

Просмотр видеофильма

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:

Задание: С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (назовите объект о котором получают информацию и чувство)

Информация

Чувство

Объект

Мальчик ест арбуз

Вкус, обоняние

арбуз

Девочка собирает в поле букет цветов

Мужчина выбирает книгу в магазине

Слепой человек читает книгу с использованием азбуки Брайля

Лисица охотится за зайцем

Спортсмен ныряет в воду

Зритель смотрит фильм в кинотеатре

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 2»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

- - - - - - - - - - - - - - -

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОТВЕТ: ____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЛПНРЭЯУЁС

ОТВЕТ: ____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание 2. Декодируй слово при помощи кода «Пляшущие человечки» из произведения английского писателя Конан Дойль» Шерлок Холмс»

ОТВЕТ: ____________________________

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 4, 5»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА.

Компьютер – это электронное устройство, предназначенное для работы с информацией, а именно введение, обработку, хранение, вывод и передачу информации .

Персональный компьютер представляет собой комплекс взаимосвязанных устройств.

Согласно определению компьютера компоненты компьютера можно разделить на устройства, которые выполняют определенные функции, связанные с информацией.СХЕМА УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРА

На рисунке показана схема устройства компьютера с учетом двух видов памяти. Стрелки указывают направления информационного обмена.

ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЕСЯ В СОСТАВ КОМПЬЮТЕРА

Устройства обработки информации

(процессор )

Устройства ввода

информации

(клавиатура , мышь, трекбол, джойстик, сканер, микрофон и т.д.)

Устройства вывода

информации

(монитор , принтер, плоттер, колонки и т. д.)

Устройства хранения информации

(оперативная память и долговременная память: дискеты, к арты памяти SD /xD/MS, жесткие диски , или винчестеры, п риводы CD и DVD , USB флеш-накопители)

Основные устройства компьютера «живут» в системном блоке. К ним относятся: материнская плата, процессор, видеокарта, оперативная память, жесткий диск. Но за его пределами, обычно на столе, «проживают» также не менее важные устройства компьютера, это периферийные устройства. Такие как: монитор, мышь, клавиатура, колонки, принтер.

В этой статье мы рассмотрим, из чего состоит компьютер , как эти устройства выглядят, какую функцию выполняют и где они находятся.

СИСТЕМНЫЙ БЛОК.

1. МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА.

Материнская плата – это печатная плата, которая предназначена для подключения основных комплектующих компьютера. Часть из них, например, процессор или видеокарта устанавливается непосредственно на саму материнскую плату в предназначенный для этого разъем. А другая часть комплектующих, к примеру, жесткий диск или блок питания, подключается к материнской плате с помощью специальных кабелей.

2. ПРОЦЕССОР.

Процессор – это микросхема и одновременно «мозг» компьютера. Почему? Потому что он отвечает за выполнение всех операций. Чем лучше процессор тем быстрее он будет выполнять эти самые операции, соответственно компьютер будет работать быстрее.

3. ВИДЕОКАРТА.

Видеокарта или по-другому графический плата, предназначена для вывода картинки на экран монитора.

4. ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ.

Оперативная память - предназначена для временного хранения данных. К примеру, она хранит буфер обмена. Копировали мы какой-то текст на сайте, и тут же он попал в оперативку. Информация о запущенных программах, спящий режим компьютера и другие временные данные хранятся в оперативной памяти. Особенностью оперативки является то, что данные из неё после выключения компьютера полностью удаляются.

5. ЖЕСТКИЙ ДИСК.

Жесткий диск, в отличие от оперативной памяти, предназначен для длительного хранения файлов. По-другому его называют винчестер. Он хранит данные на специальных пластинах.

5. ДИСКОВОД.

Дисковод нужен для работы с дисками. Хоть уже и гораздо реже используется, все-же на стационарных компьютерах он пока что не помешает. Как минимум дисковод пригодится для установки системы.

ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА.

Ну а чтобы полноценно начать работать на компьютере, а не смотреть на «жужжащий» системный блок, нам понадобятся Периферийные устройства. К ним относятся те компоненты компьютера, которые за пределами системника.

1. МОНИТОР.

Монитор само собой нужен, чтобы видеть то, с чем мы работаем. Видеокарта подает изображение на монитор. Между собой они подключены кабелем VGA или HDMI.

2. КЛАВИАТУРА.

Клавиатура предназначена для ввода информации, ну само собой какая работа без полноценной клавиатуры. Текст напечатать, в игры поиграть, в интернете посидеть и везде нужна клавиатура.

3. МЫШЬ.

Мышь нужна чтобы управлять курсором на экране. Водить его в разные стороны, кликать, открывать файлы и папки, вызывать различные функции и много другое. Также, как и без клавиатуры, без мыши никуда.

4. КОЛОНКИ.

Колонки нужны в основном чтобы слушать музыку, смотреть фильмы и играть в игры. Кто еще сегодня использует колонки больше, чем ежедневно их воспроизводят обычные пользователи в этих задачах.

5. ПРИНТЕР И СКАНЕР ИЛИ МФУ.

Принтер и сканер нужен чтобы печатать и сканировать документы и всё, всё необходимое в области печатанья. Или МФУ, многофункциональное устройство. Пригодится всем тем, кто часто что-то печатает, сканирует, делает ксерокопии и совершает много других задач с этим устройством.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Задание на проверку полученных знаний.

Задание 1. Системный блок включает в себя: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Вставь пропущенное слово.

Монитор – это устройство __________________________ информации на экран.

Клавиатура – устройство _____________________________ данных в компьютер.

Мышь – координатное устройство ____________________________ информации.

Принтер – устройство ________________________информации на бумагу.

Сканер – устройство _____________________________информации.

Колонки, наушники – устройство ________________звуковой информации.

Микрофон – устройство ____________________________звуковой информации.

Задание 3. С текста выпиши устройства компьютера и разбей их на группы.

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 6»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ РАБОТЫ НА УРОКЕ.

Задание различного уровня сложности на тему «Восприятие информации»

3 балла – самостоятельно выполнено задание (высокий уровень)

2 балла - самостоятельно выполнено задание (повышенный уровень)

1 балл - самостоятельно выполнено задание (базовый уровень).

Задание на кодирование информации.

1 балл за правильный ответ.

Задание на проверку полученных знаний.

3 балла – выполнено все 3 задания

2 балла – выполнено 2 задания

1 балл - выполнено 1 задание

Исследовательская деятельность, заполнение схемы «Аналогия между компьютером и человеком»

3 балла – самостоятельно заполнено все 5 пропусков

2 балла - самостоятельно заполнено 4 пропуска

1 балл - самостоятельно заполнено 3 пропуска.

Результат:

Если вы набрали за урок

10 баллов – оценка 5;

7-9 баллов – оценка 4;

4-6 балла – оценка 3.

Менее 4 баллов – повтори пройденный материал дома и исправся на следующем уроке.

Оценка за урок:_____________

Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 7»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повышенный уровень:

    Разгадать кроссворд. (на обратной стороне листа)

Высокий уровень:

    Разгадать кроссворд. (на обратной стороне листа)

    Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый главный?»

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

    Устройство ввода текстовой информации

    Устройство обработки информации

    Устройство отображения визуальной информации

    Устройства хранения информации

    Координатное устройство ввода информации

    Гибкий магнитный диск

    Другое название жёсткого диска

    Устройство вывода на бумагу текстовой и графической информации

По вертикали:

    Устройство получения, обработки, хранения и передачи информации

Просмотр содержимого документа
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Информатика

Тема урока

Аналогия между компьютером и человеком

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель:

Научить выявлять общее и особенное между устройством компьютера и человеком.

Образовательная цель:

Познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.

Формирование УУД:

Личностные:

    формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

    формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

    способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания.

Предметные:

    проводить аналогию между компьютером и человеком;

    работать с раздаточным материалом;

    умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь.

Метапредметные:

    Познавательные УУД:

    • изучить основные устройства компьютера;

      применять полученные знания на уроках информатики.

      Регулятивные УУД

      • выполнять учебные задания в соответствии с целью;

        соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

        выполнять учебное действие в соответствии с планом.

    • Коммуникативные УУД

      • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

Материально-техническое обеспечение урока

Дидактический материал:

    Презентация Microsoft Office PowerPoint 2007 «Аналогия между компьютером и человеком»

    Карточки для учащихся

Приложение 1, разноуровневые задания на повторение;

Приложение 2, кодирование информации;

Приложение 3, таблица «Аналогия между компьютером и человеком»;

Приложение 4, текст с информацией;

Приложение 5, оценочный лист работы на уроке;

Приложение 6, разноуровневое домашнее задание.

Технические средства обучения

    ПК учителя

    Мультимедийный проектор

Программные средства

Операционная система Windows XP и пакет Microsoft Office2010 (включая MS Excel 2007).

Учебно-методическое обеспечение урока:

Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2009

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

    Мотивация к учебной деятельности

Настраивает обучающихся на урок. Привлекает внимание детей. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Учитель предлагает обучающимся для проверки готовности к уроку на выбор три типа заданий разной сложности, оценить результат его выполнения.

Актуализирует ЗУН и мыслительные операций, достаточные для построения нового знания.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу.

Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы!

Кто не справился с заданиями?

В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим.

Приветствие учителя.

Обучающиеся по своему желанию выбирает задание определенного уровня сложности и выполняет его.

Систематизируют ранее изученный материал.

Обучающиеся проверяют по образцу. Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

А сейчас всё внимание на слайд.

На слайде представлены имена великих людей. Как вы думайте, что может объединять их?

Организует активный диалог.

Все эти великие люди внесли большой вклад в изобретение одного предмета. Узнать, что это, вам поможет карточка Приложением 2 , которая у вас лежит на парте.

Какое слово было у вас закодировано? (Небольшая историческая справка)

Организует погружение в проблему. Ставит проблемный вопрос, анализирует и обобщает высказывания обучающихся.

А есть ли в природе прототип у компьютера?

Читает стихотворение.

Что общего у компьютера и человека?

Разве компьютер похож на человека внешне или по устройству?

Чем же схожи компьютер и человек?

На столах перед вами лежит карточка Приложени е 3 . Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать?

Организует детей для парной работы.

Знакомятся с проблемной ситуацией, осмысливают полученную информацию.

Высказывают предположения, обсуждают, останавливаются на одном варианте.

Обучающиеся в паре декодирую информацию.

Отвечают на поставленный вопрос учителя.

Формулируют задание, пытаются заполнить в парах схему «Аналогия между компьютером и человеком».

Личностные УУД : способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания.

Регулятивные УУД: владение умениями организации собственной учебной деятельности. Познавательные УУД: владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми

    Выявление места и причины затруднений.

Кто не справился с заданием?

Что вы не смогли сделать?

В чем возникли затруднения?

Кто справился с заданием?

Докажите, что вы правы.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Те учащиеся которые выполнили задание, пытаются доказать, что они правы.

Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение;умение обосновывать, отстаивать свое мнение;грамотно использовать речевые средства для представления результата.

    Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагает сформулировать учебные задачи урока, составить план урок.

Так как мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, давайте сформулируем учебную задачу и тему урока.

Построим план нашей работы.

Ребята, у меня на слайде шаги плана открытия новых знаний.

На экране

    Рассмотреть схему устройства компьютера.

    Прочитайте текст.

    Выполнить задание в конце текста.

    Заполните таблицу «Аналогия между компьютером и человеком»

Формулируют учебную задачу и тему урока.

Осмысливают шаги плана открытия новых знаний.

Личностные УУД: процесс смыслообразования через самостоятельную формулировку учебных задач урока, плана работы, процесс самоопределения.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать деятельность, вносить коррективы при составлении плана работы.

    Реализация проекта выхода из затруднения.

Ребята, для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд вопросов.

Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего?

Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек?

Для того, чтобы узнать какие это устройства и функцию каждого из них я предлагаю поработать со схемой и текстом, а так выполнить задание после текста, работаем с Приложением 4. Работу вы будете выполнять в парах.

Отвечают на вопросы, ориентируясь на знания предыдущих уроков.

Работают в паре с раздаточным материалом.

Ознакомление с новым материалом, осмысливание полученной информации. Выполняют задание в конце текста.

Регулятивные УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение.

Предметные:

Уметь: работать с раздаточным материалом; умение выделять главное и фиксировать это в задании.

    Первичное закрепление во внешней речи.

Что же представляет собой персональный компьютер?

Какие основные узлы включает в свой состав компьютер?

Проверка выполненного задания.

Приём «Согласен – Не согласен». Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен.

Выражают свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен. Делают вывод ы о схожести выполнения информационных процессов человека и компьютера.

Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; грамотно использовать речевые средства для представления результата.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А теперь вернемся к пробному действию и на основе полученных новых знаний, выполним Задание «Аналогия между человеком и компьютером», Приложение 3.

Проверим по образцу (на слайде показана заполненная таблица)

У кого возникли затруднения при выполнении задания?

В каком месте возникли затруднения?

В чем причина, что у вас возникли затруднения?

Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений?

Самостоятельно на основе сделанных выводов заполняют схему «Аналогия между компьютером и человеком».

Проверяют задание по образцу, который представлен на слайде.

Беседа с учителем (ответы на вопросы).

Делают вывод, ответив на вопрос о схожести компьютера и человека.

Предметные УУД:

Знать: устройства вывода, ввода, обработки и хранения информации;

Уметь: проводить аналогию между компьютером и человеком; работать с раздаточным материалом; умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь.

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

    Включение в систему знаний.

Какой вывод можно сделать о схожести компьютера и человека?

Можно ли поставить знак = между человеком и компьютером?

Между их работой с информацией?

А чем отличается компьютер от человека?

Где вы сможете применить новые знания?

Рассуждают и отвечают на поставленные вопросы учителя.

Коммуникативны е: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: соотносить приобретенные знания с реальной жизнью.

    Рефлексия деятельности на уроке.

Выполнили ли мы поставленную учебную задачу?

Раскрыли ли тему урока?

Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке, заполнив оценочный лист.

Оценочный лист.

Задание различного уровня сложности на тему «Восприятие информации»

3 балла – самостоятельно выполнено задание 3 (повышенный уровень)

2 балла - самостоятельно выполнено задание 2 (средний уровень)

1 балл - самостоятельно выполнено задание 1 (низкий уровень).

Задание на кодирование информации.

1 балл за правильный ответ.

Задание на проверку полученных знаний.

3 балла – выполнено все 3 задания

2 балла – выполнено 2 задания

1 балл - выполнено 1 задание

Исследовательская деятельность, заполнение схемы «Аналогия между компьютером и человеком»

3 балла – самостоятельно заполнено все 5 пропусков

2 балла - самостоятельно заполнено 4 пропуска

1 балл - самостоятельно заполнено 3 пропуска.

Результат:

Если вы набрали за урок

10 баллов – оценка 5;

7-9 баллов – оценка 4;

4-6 балла – оценка 3.

Менее 4 баллов – повтори пройденный материал дома и исправься на следующем уроке.

Анализируют свою учебную деятельность и работу всего класса на уроке. Осуществляют самооценку, степень освоения материала,

соотносят учебную задачу и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные : рефлексия, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в соответствии с заданными требованиями, контроль, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные : умение структурировать знания.

    Домашнее задание.

Предлагает учащимся выполнить разноуровневое домашнее задание.

Повышенный уровень:

    Разгадать кроссворд.

Высокий уровень:

    Разгадать кроссворд.

    Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый главный?»

Усваивают объяснения учителя, записывают задание в дневник или тетрадь .

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

. Аналогия человека + и компьютера

2016-02-24

Аналогия человека + и компьютера

Что общего между компьютером и человеком? | Техника и Интернет | ШколаЖизни.ру

Что же общего между таким электронным оборудованием и человеческой психикой? На первый взгляд едва ли можно придумать более нелепый вопрос. А какая разница между живым и неживым, спросит читатель. И будет прав. Человек не только наделен свободой воли, но и способен развиваться, в то время как компьютер - нет.

Правда, внутреннее состояние этого устройства постоянно меняется. Но чем тогда такой механизм отличается от часов или автомобиля? Тем не менее, будучи психиатром, я насчитал шесть таких аналогий. Это – один из важнейших факторов, определяющих характер взаимоотношения человека с компьютерной техникой. Именно эта тема более восьми лет назад заставила меня обратиться к психоаналитической публицистике.

Аналогия первая – ТЕЛО И РАЗУМ. Бросается в глаза прежде всего то, что «железо» (сама аппаратура) подобно мозговому веществу. Оно точно также по своим ресурсам заранее жестко задано и в широких пределах практически неизменяемо. А вот «софт» (программное обеспечение) всегда можно заменить или обновить. Поэтому эта часть компьютера совпадает с социальными установками и приобретенными навыками, к которым человек приобщается в процессе обучения.

Аналогия вторая – КАРТИНА МИРА. Системный блок компьютера соединен с монитором, посредством которого информация и становится доступной для пользователя. Такие изображения очень похожи на образы, возникающие в нашей голове и основанные на впечатлениях, получаемых от контактов с внешней действительностью. Но подобные ощущения далеко не всегда точно отражают окружающую среду. И неважно, какие факторы генерируют такого рода искажения – органические, связанные с необратимыми повреждениями мозга, токсические или психогенные. Это – модель человеческого сознания.

Аналогия третья – НЕРВНАЯ КЛЕТКА. Ее суть заключается в соответствии простейшего элемента машинного «языка» (бита) двум основным состояниям нервной клетки, которая может находиться в возбужденном либо в спокойном состоянии. А за такими «сигналами» стоят два значения, которые «бит» может передавать (1 или 0). Это своеобразный молекулярно-кибернетический Эрос и Танатос. Интересно, что компьютерное «слово» имеет 8 значений, что также примерно совпадает с оптимальным объемом запоминаемой нами информации (от пяти до девяти элементов).

Аналогия четвертая – ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ОПЫТ – описывает устройства и процессы, находящиеся на границе между жестко заданным и функциональным, но значительно ближе к последнему. Совершенно очевидно, что если бы природа не наделила человека способностью опосредованно фиксировать все происходящее с ним, то он просто бы не выжил в столь изменчивом мире. А как иначе человек определял бы суть встречающихся ему вещей – заключена ли в них какая-то угроза или, наоборот, они являются чрезвычайно полезными? В компьютере имеется оперативное запоминающее устройство (RAM), которое по своим функциональным возможностям равнозначно нашей краткосрочной памяти. А винчестер – это тоже своеобразная память, но только долгосрочная.

Аналогия пятая – ВООДУШЕВЛЕНИЕ. Известно, что компьютер совершенно не может работать без «подхлестывания» своих систем. Эта функция возложена на специальное устройство, называемое таймером. Оно-то и синхронизирует электронные импульсы, непрерывно проходящие по компьютерным микросхемам. У человека также есть нечто похожее. В такой роли выступают эмоциональные реакции, которые способны мобилизовать в трудную минуту скромные человеческие ресурсы.

Аналогия шестая – ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. В компьютере воссоздано такое свойство нашего мозга, как наличие двух способов обработки информации. Дело в том, что мозг разделен на два полушария. Левая половина этого важнейшего человеческого органа отвечает за последовательную обработку информации – элемент за элементом. Поэтому с этим полушарием связана речь. А вот правая часть нашей центральной нервной системы в основном оперирует образами или монолитными смысловыми блоками.

Закономерности первого типа в компьютере воспроизведены в виде последовательного интерфейса. К такому входу (COM) обычно присоединяется манипулятор-мышь. Второй же способ можно сравнить с параллельным интерфейсом (LPT), к которому подключается принтер.

Итак, человек сотворил компьютер, взяв за основу самого себя. Но что ожидает человечество в отдаленном будущем, когда народившееся на свет «дитя» повзрослеет? И останутся ли отношения живого и искусственного разума такими же безоблачными, какими они являются сегодня? Но об этом – в моих других публикациях.

Похожие публикации